Нейрофизиологи из медицинской школы при университете «Кейс вестерн резерв» (Кливленд, США) совершили существенный прорыв в поисках эффективного лекарства против болезни Альцгеймера. Им оказался бексаротин — препарат, десять лет как одобренный Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США для лечения некоторых злокачественных опухолей.
Как показали эксперименты, описание которых публикует Science,
бексаротин быстро снимает не только патологические изменения в тканях мозга мышей, но и лечит когнитивные нарушения, в том числе дисфункцию памяти, сопутствующие этому заболеванию.
Наряду с сердечнососудистыми, онкологическими и некоторыми инфекционными заболеваниями болезнь Альцгеймера входит в число пяти главнейших вызовов, стоящих перед современной медициной: общее число заболевших ею сейчас оценивается в 30 млн человек, через тридцать лет эта цифра увеличится вчетверо, а большая часть больных сосредоточена в странах с развитой экономикой и высокой продолжительностью жизни.
Полученные данные, демонстрирующие лечебный эффект бексаротина, по словам исследователей, выглядят столь обнадеживающими, а позитивных новостей с фронта борьбы с альцгеймером, несмотря на большое число ежегодно публикуемых работ, не было столь давно, что статья, присланная ими в Science, стала главной темой номера.
Согласно наиболее популярной сейчас амилоидной гипотезе, причина болезни Альцгеймера лежит в нарушении синтеза и накоплении в тканях мозга бета-амилоида — пептида, формирующего нерастворимые белковые бляшки, вызывающие деградацию синаптических связей и нейронов.
В 2008 году группа нейрофизиологов из «Кейс вестерн резерв», руководимая профессором Гари Ландретом, ведущим автором нынешней статьи, обнаружила, что один из ключевых белков, участвующих в транспорте и обмене холестерина в мозге — аполипопротеин Е (АпоЕ) — способствует очищению мозга от бета-амилоида.
Перебирая средства, которые могут влиять на синтез этого белка, Ландрет и его коллеги неожиданно обнаружили, что эффективным регулятором экспрессии АпоЕ, повышающим уровень его концентрации и, как следствие, ускоряющим очистку мозга от бета-амилоида, является бексаротин — онкологический препарат, действие которого основано на стимуляции RXR — ретиноидных Х-рецепторов (ретиноиды — класс веществ, регулирующих клеточное деление и обладающих противоопухелевым действием). Последние регулируют также и синтез аполипопротеинов.
Исследователи были поражены скоростью, с какой бексаротин улучшает функцию памяти у больных альцгеймером мышей вплоть до обращения вспять специфических для этого заболевания симптомов.
За шесть часов действия препарата концентрация растворимых амилоидов (один из признаков, коррелирующих с деменцией) в мозге животных упала на 25%, эффект длился три дня, причем быстрое улучшение симптомов наблюдалось во всех трех разновидностях болезни Альцгеймера, моделируемых на мышах. Так, в результате 72-часовой терапии бексаротином страдающие деменцией мыши, забывавшие даже, как строить гнездо из обрывков бумаги, полностью восстанавливали этот базовый навык. Среди других восстановленных функций памяти значатся реакция на запахи, визуальные, тактильные и прочие раздражители.
Бексаротин способствовал также и быстрому растворению амилоидных бляшек в мозге больных животных – еще одного признака болезни Альцгеймера: за 72 часа объем бляшек уменьшался вполовину и в конечном итоге доходил до 75-процентного уменьшения объема нерастворимых амилоидов.
По всей видимости, бексаротин перепрограммирует иммунные клетки, или фагоциты, на поедание бета-амилоидных белков, полагают авторы статьи, притом не только коротких и подвижных пептидных цепочек, но и сложнорастворимых отложений из свернутых белков, таким образом обращая вспять течение болезни.
«Это открытие беспрецедентно. До этого другим препаратам требовалось несколько месяцев, чтобы снизить объем бляшек»,
— комментирует результаты опытов один из авторов статьи доктор Пэйг Крамер.
С ним согласен и профессор Ландрет: «Результаты исследований потрясающие и вселяют большой оптимизм в поиске эффективной лекарственной терапии болезни Альцгеймера. Мы точно утверждаем: бексаротин обращает вспять симптомы деменции в трех лабораторных моделях этой болезни. Теперь необходимо выяснить, действует ли этот препарат сходным образом в случае заболевания людей.
Сейчас мы находимся на ранней стадии по разработке эффективного лекарства против болезни Альцгеймера», — резюмирует руководитель группы.
Изучение и, потенциально, внедрение нового лекарства в клиническую практику немало облегчает тот факт, что бексаротин является уже лицензированным препаратом с хорошо исследованными терапевтическими и побочными эффектами, а также картиной противопоказаний. Интересно, что, по признанию самих исследователей, опыты по изучению антиамилоидного действия бексаротина первоначально не получали активной поддержки грантодателей, посчитавших идею использовать этот онкопрепарат в лечении болезни Альцгеймера натянутой.