Теоретически социальные сети, такие как Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), могут принести пользу людям с заниженной самооценкой. Возможность поделиться информацией, мыслями, переживаниями очень хороша для укрепления и развития дружеских отношений, а делать это онлайн проще, чем офлайн. Однако социологическое исследование этого вопроса показало, что на практике все наоборот. Люди с заниженной самооценкой, проводящие очень много времени в соцсетях, ведут себя контрпродуктивно. Они буквально заваливают своих друзей жалостливыми сообщениями о жизни, становясь еще более непривлекательными для общения. Исследование, приведшее к такому печальному выводу, опубликовано в журнале Psychological Science.
«Мы были уверены, что Facebook — прекрасный инструмент для улучшения человеческих взаимоотношений, но это не так»,
— сетует один из авторов работы Аманда Форест, слова которой приводит пресс-служба Американской ассоциации психиатров.
С одной стороны, соцсеть действительно упрощает задачу поделиться эмоциями. С другой — такая открытость не всегда идет на пользу дружбе.
Исследование базировалось на социологических опросах студентов. Первый опрос документировал мнение респондентов о Facebook. Оказалось, что люди с заниженной самооценкой придают соцсети большее значение. Они уверены, что это прекрасная возможность наладить контакт с людьми, оставаясь в относительной безопасности и не рискуя попасть в неловкую ситуацию, как в реальной жизни.
Затем для каждого из респондентов был проведен анализ десяти последних сообщений статуса в Facebook, например »[Иван Иванов] очень рад иметь таких прекрасных друзей и надеется, что завтрашний день будет просто прекрасным!» или
«[Иван Иванов] ужасно расстроен, так как у него украли телефон :@.»
Это именно те сообщения, которые видят в своих лентах новостей друзья респондентов. Каждое из сообщений было оценено на предмет позитивности или негативности. Независимый респондент, не знающий авторов сообщения, затем оценил, насколько человек, написавший каждое из них, вызывает у него симпатию.
Оказалось, что люди с заниженной самооценкой более склонны писать негативные, жалобные сообщения и наименее привлекательны для анонимного «эксперта». Жалобные сообщения к тому же не вызывают так нужной их авторам реакции: комментариев всегда больше под светлыми, радостными постами. Для людей с высокой самооценкой ситуация обратная: больше откликов получают их негативные сообщения — возможно, потому, что их видят достаточно редко и они вызывают удивление.
Таким образом, людям с низком самооценкой, конечно, удобнее жаловаться в Facebook, чем напрямую, но этим они совсем не помогают себе. «Когда вы говорите с человеком, вы так или иначе получаете его ответную реакцию — словами, жестами. На жалостливый пост Facebook не так просто получить ответ: люди часто предпочитают держать свои мысли при себе», — подытожила Форест.
Зато круг людей, которым сочувствие в Facebook не понадобится, очерчен даже не психологически, а физиологически.
Люди с повышенным уровнем гормона тестостерона склонны переоценивать себя,
не интересуются чужим мнением и из-за этого неэффективны при работе в команде. Таковы результаты исследования неврологов из Университетского колледжа Лондона, опубликованного в журнале Proceedings of Royal Society B.
«Наши гормоны отчасти управляют нашим поведением: уже известно, что окситоцин отвечает за готовность помочь, сопереживать. Теперь мы показали, что тестостерон, наоборот, делает нас более эгоистичными. Иногда это полезно для быстрого поиска оптимального решения проблемы. Однако его избыток делает нас слепыми ко взглядам и проблемам других людей. В ряде случаев это негативно сказывается на совместной работе группы людей: одиночка не должен доминировать, например, в жюри присяжных», — сетует руководитель работы доктор Ник Райт.
Тестостерон вообще связан с большим количеством определенных моделей поведения. Например, показано, что у шимпанзе рост уровня тестостерона приводит к желанию драться. У женщин-заключенных повышенные уровни этого гормона провоцируют бунты против тюремных порядков и асоциальное поведение. Теперь ученые пытаются выработать общие правила регуляции поведения этим гормоном.