Люди разных возрастов, рас, социального происхождения и с разным отношением к религии, отвечая на вопросы социологов в непосредственной близости от христианских храмов, демонстрируют более консервативные политические взгляды и меньшую толерантность к нехристианам, чем прохожие, которых опрашивают вблизи государственных учреждений, например здания парламента.
Подобная предвзятость может влиять на результаты выборов, считает исследовательская группа из Бэйлорского университета, опубликовавшая результаты своих исследований в International Journal for the Psychology of Religion.
Последние подтверждают, что скрытый религиозный «детонатор» может воздействовать на мнения как религиозных так и нерелигиозных людей, указывают авторы статьи. Детонатор может срабатывать под действием визуальных стимулов — не только вербальной агитации, но даже зданий, находящихся в поле зрения человека, когда он высказывает свое мнение по актуальным политическим вопросам.
Обнаруженная корреляция приобретает особое значение в случае с США и Великобританией, где огромное число избирательных участков расположено в храмах либо в помещениях, которыми владеют религиозные группы, отмечает ведущий автор исследования Джордан Лабуфф. «Мы должны более внимательно выбирать места для голосования», — заявляет социолог.
В качестве примера того, как фактор места может влиять на поведение избирателей, авторы приводят референдум о финансировании школ, проведенный в Аризоне в 2000 году: статистика показала, что люди, голосовавшие в помещениях школ, более активно поддерживали увеличение целевого социального налога, чем те, кто голосовал в храмах и помещениях, принадлежащих религиозным общинам. Исследованию этой корреляции была посвящена специальная статья в Proceedings of the National Academy of Science.
Другим интересным результатом соцопроса (уже независимо от места его проведения) стало то, что статистика не зафиксировала какого-либо значимого негатива по отношению к христианам со стороны опрашиваемых, культурный, этнический и религиозный состав которых был очень пестрым (опросы проходили в оживленных пешеходных зонах рядом с известными историческими памятниками, публичными зданиями и храмами). И наоборот, более отрицательное отношение к нехристианам демонстрировали как правило сами нехристиане.
В опросе участвовали 99 человек из 30 стран. Каждому было предложено оценить по 10-балльной шкале свое отношение к той или иной социальной группе. Список включал в себя богатых, бедных, христиан, иудеев, мусульман, геев, лесбиянок, африканцев, азиатов, европейцев и арабов.