250 миллионов лет назад самое страшное в истории и до сих пор необъясненное массовое вымирание видов, разграничившее пермский и триасовый периоды, положило конец существованию более 90% видов морских и как минимум 70% наземных позвоночных. Среди последних было и абсолютное большинство терапсид, уступивших своё доминирующее положение на суше динозаврам. Среди терапсид выжили лишь цинодонты, потомками которых являются все млекопитающие, в том числе и люди.
Правда, почти 200 миллионов лет наши далекие предки были вынуждены жить в тени могучих рептилий, довольствуясь экологической нишей мелких насекомоядных и почти поголовно ночных животных. Лишь с падением динозавров в конце мелового периода звери смогли вновь присвоить себе землю, а некоторые даже «вернулись» в море.
Большинство терапсидов — наземных хищных и немного похожих на млекопитающих рептилий — жили на территориях современной Сибири, Урала, Казахстана, Китая и Южной Африки (другое дело, что континентов в текущем виде тогда не существовало — все они были частью суперконтинента Пангея).
Эти ящеры сочетали в себе признаки рептилий и млекопитающих: терапсиды обладали хорошо развитым зубным аппаратом, у них отсутствовала чешуя, и их анатомическое устройство позволяло нормально передвигаться, а не волочить брюхо по земле, как это делали их примитивные родственники.
Исследование международного коллектива палеонтологов, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показало, что диноцефалы жили и на территориях современной Южной Америки.
Группа ученых под руководством Жуана Сизнероша из Федерального университета Пиауи в городе Терезина (Бразилия) нашла череп и нижнюю челюсть ящера из семейства антеозавров Pampaphoneus biccai в формации Рио-до-Расто в бассейне реки Парана на юге Бразилии.
Сизнерош и его коллеги в 2011 году проводили раскопки на поле, которое принадлежало местному фермеру Жозе Бикка. Здесь ученые обнаружили хорошо сохранившийся череп ящера-терапсида.
Анализ черепной коробки ящера и его зубов показал, что существо принадлежало к числу сиодонов — средних по размеру хищников из надотряда дейноцефалов. Считается, что сиодоны делали ставку на всеядность и разнообразие рациона: есть свидетельства того, что они могли питаться не только наземными животными, но и моллюсками, рыбой, растениями и грибами. Данный сиодон, судя по всему, относился к самым примитивным. Так, его череп был заметно меньше, чем у крупных антеозавров, и при этом он был значительно крупнее черепных коробок других представителей семейства Syodontidae. Длинные семисантиметровые клыки и зазубренные коренные зубы указывают на то, что Pampaphoneus biccai предпочитали мясную диету в отличие от всеядных родственников.
Ученые полагают, что открытый ими ящер может быть признан одним из первых сиодонов или же «связующим звеном» между сиодонами и примитивными антеозаврами.
Это потребует пересмотра общепринятого представления о том, что терапсиды заселили все континенты Земли на поздних стадиях эволюции.
По всей видимости, примитивные звероящеры смогли мигрировать на территорию Южной Америки и Африки по сухопутным «мостам», которые соединяли территорию современной Западной Сибири и Урала с Северной Америкой и Северную Америку — с Южной.
Такой путь миграции хорошо согласуется с известными окаменелостями, свидетельствующими о существовании примитивных терапсид сразу на четырех континентах.