Древние Помпеи сегодня — культовое место для туристов. Город погиб почти две тысячи лет назад, сохранившись таким, каким его построили еще до нашей эры. Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 года, длилось около суток и привело к гибели трех городов (Помпеи, Геркуланум, Стабии), нескольких небольших селений и вилл. Помпеи известны в России больше благодаря монументальному полотну знаменитого русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи», находящемуся сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге. Свою «новую историю» Помпеи ведут с XVII--XVIII веков, когда начались раскопки городов.
Среди «новостей», преподнесенных археологам раскопками Помпей много лет назад, был один странный факт:
кладбища города были буквально завалены мусором,
вернее, тем, что от него осталось: костями домашнего скота, собак и лошадей; битыми черепками и строительным камнем. Их находили и вокруг могил, и внутри массивных надгробных конструкций, даже тех, которые дошли до нас через века нетронутыми, так как были покрыты толстым затвердевшим слоем пепла с мелкими камушками.
Во время раскопок города в XIX веке ученые сделали вывод, что заваленные мусором кладбища пришли в запустение и обветшали более чем за 20 лет до рокового извержения Везувия. Дело в том, что
еще в 62 году н. э. вулкан «подарил» городу сильное землетрясение, нанесшее жителям большой урон, в частности была сильно повреждена замечательная водопроводная система и почти все здания.
Ученые заключили, что кладбище было «перепрофилировано» из-за упадка города после землетрясения. В те времена ученые не могли допустить мысли, что кладбище может сознательно использоваться для сброса мусора.
Однако последние исследования показали, что город успел вполне оправиться от последствий землетрясения и большая часть зданий была восстановлена.
«Эти данные вновь поставили вопрос о том, почему на кладбищах так много мусора. Они вовсе не были заброшены на момент 79 года, люди ухаживали за могилами, и при этом вокруг был мусор», — объясняет археолог Элисон Эммерсон, слова которой приводит пресс-служба Университета Цинциннати.
Эммерсон начала раскопки в Помпеях еще в 2009 году. Она заметила, что кладбища в Помпеях располагались не на отдаленных изолированных участках, а вблизи дорог и оживленных улиц (хотя и на окраине города). Кроме того, исследование домов жителей показало, что они не были слишком внимательны в сборе мусора. Емкость с чистой питьевой водой в доме могла соседствовать с «мусорными ведрами», набитыми битой посудой, костями животных и пищевыми отходами. Мусор находили и вокруг домов, а также на окраине вдоль городских стен.
Таким образом, несмотря на общее высокое развитие древнеримского города, организованной системы вывоза мусора в нем, скорее всего, не было. Люди привыкли сосуществовать с отходами, принимая это как неизбежность. Кладбища и могильные сооружения были просто еще одним свободным участком, где можно разместить мусор. Кроме того,
анализ надписей на могилах показал, что их считали прекрасным местом для ... рекламы, в том числе и политических призывов, вроде «голосуйте за меня».
«В общем и целом, когда древний римлянин оказывался перед лицом смерти, его больше интересовало, как оставить о себе память, а не загробная жизнь. Люди хотели, чтобы о них помнили, поэтому кладбища не были местами тихого уединения. Люди предпочитали оставлять после себя большие могилы рядом с оживленной улицей. В результате, могилы были обычной частью большого по тем меркам города со всеми вытекающими последствиями», — отмечает Эммерсон.
Дикая для нашей культуры и системы ценностей привычка складировать мусор на кладбищах, скорее всего, вообще не считалась у помпейцев чем-то из ряда вон выходящим или какой-либо проблемой, предполагает археолог.
«Что до более ранних исследователей, то, честно говоря, в XIX веке ученых просто не интересовали такие вопросы, как система сбора мусора и то, что она может рассказать нам о жителях города и их привычках», — подытожила она.