О том, что Борис Черток скончался, сообщила Алла Медведева, ученый секретарь академических чтений по космонавтике, известных как «Королёвские чтения», подготовкой и проведением которых многие годы руководил Черток.
«Борис Евсеевич был госпитализирован в ночь с воскресенья на понедельник с диагнозом «острая пневмония». На какое-то время его состояние удалось стабилизировать, но сегодня ночью опять началось обострение. До госпитализации он ничем не болел. Сгорел буквально за два дня», — рассказал «Газете.Ru» Михаил Турчин, один из ближайших помощников Чертока, работавший с ним с 1965 года.
Борис Евсеевич Черток родился в 1912 году, еще при Российской империи, в городе Лодзь Царства Польского.
Работал электромонтером на авиазаводе № 22 в Москве, выпускавшем советские бомбардировщики ТБ-1, участвовал во внедрении в производство ТБ-3. Окончив Московский энергетический институт, Черток с 1940-го по 1945 год работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова. В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года, тогда в звании майора, расписался на Рейхстаге, что считает счастливейшим достижением в своей жизни. Он был одним из организаторов в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместного советско-германского ракетного института «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен».
С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с главным инженером «Нордхаузена» — Сергеем Павловичем Королёвым.
В 1951 году Черток стал начальником отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.
В 1974 году Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. Он работал в этой организации до самой смерти, занимая последний годы должность главного научного консультанта президента РКК «Энергия».
До последних дней своей жизни Борис Черток находился, что называется, «в здравом уме и трезвой памяти».
Только несколько лет назад он перестал лично водить машину и стал ездить исключительно с шофером.
Он регулярно принимал участие в научных конференциях, симпозиумах, давал интервью. В канун 50-летия полета Юрия Гагарин в космос, в апреле 2011 года, Борис Черток дал интервью «Газете.Ru». Приведем некоторые отрывки из него, которые сейчас, после неудачи с «Фобос-грунтом» и других недавних событий в России, звучат еще более актуально, чем несколько месяцев назад.<3>
«Для России будущие программы новых технологий ракетно-космической отрасли — проблемы не только научные и экономические. В результате либеральных рыночных реформ российская оборонная промышленность лишилась многих тысяч квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Зато мы обогатили профессиональными кадрами США и Европу. Режим «диктатуры пролетариата» в России более невозможен: эту диктатуру просто некому осуществлять.
«Золотые руки» высококвалифицированных рабочих и светлые мозги инженеров-энтузиастов будут для России проблемой, которой нет в США.
Вместо знаменитого орбитального телескопа «Хаббл», который без профилактики с помощью «шаттлов» просуществует еще лет пять, на орбиту будет выведена новая обсерватория — «Джеймс Уэбб». Новые автоматические аппараты продолжат исследования и обогатят науку широким спектром новых открытий на планетах Солнечной системы, прежде всего на спутниках Юпитера и Сатурна. Мощный научный аппарат NASA разрабатывает не только технику, но и стратегию будущего космонавтики.<4>
Увы, в России на государственном уровне нет аналогичного по интеллектуальному потенциалу аппарата...
За 15 лет криминальных реформ под лозунгом всесилия свободного рынка в России была разрушена оборонная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, дезорганизована армия. Все основное жизнеобеспечение основано на продаже природных богатств, прежде всего нефти, газа, леса.
На сырьевых сверхдоходах возникла новая «элита» — класс сверхбогачей и махровый коррумпированный чиновничий аппарат. Зачем этой элите заботы о развитии отечественной космонавтики?
Для того чтобы российская космонавтика вошла в будущем в первую пятерку, необходимы жесткие социально-политические реформы. И не только ради космонавтики».
Время и место церемонии прощания с Б. Е.Чертоком будут сообщены позднее.