В декабре 2009 года в Копенгагене проводился саммит ООН, на котором обсуждались проблемы изменения климата и, в частности, «преемник Киотского протокола» — документ, ограничивающий выбросы парниковых газов для предотвращения глобального потепления. В России в это время стояли морозы «под 30 градусов», что давало повод для скептических высказываний в адрес саммита: мол, о каком глобальном потеплении может идти речь, если стоят такие морозы. Впрочем, последовавшая за холодной зимой аномальная жара в России убедила большинство людей в том, что климат на Земле все-таки действительно меняется.
Вместе с тем зима-2009—2010 жителям Канады запомнилась совсем по другой причине: она была весьма теплой, в чем могли убедиться все, кто приехал на Олимпийские игры в Ванкувер. Механизм, который объясняет, почему в последние несколько лет в Северной Европе, Британии и США наблюдались холодные зимы, а в это же время в Канаде зима была весьма мягкой (а в Южной Европе зима была мягче обычного), описан учеными из Великобритании в их публикации в журнале Nature Geoscience.
Исследователи подчеркивают, что этот механизм не оказывает никакого влияния на глобальное потепление.
«Дело в том, что ультрафиолетовое излучение Солнца влияет на циркуляцию воздуха, из-за чего одни места охлаждаются, а другие нагреваются. Средний показатель по всей планете от этого не меняется», — говорит один из авторов исследования Адам Скиф из Метеорологического бюро Великобритании»
Основой научной публикации послужили наблюдательные данные, которые были получены американским спутником SORCE (Sоlar Radiation and Climate Experiment), запущенным в 2003 году. На этом космическом аппарате стоит, в частности, прибор SIM (Spectral Irradiance Monitor — монитор энергетической светимости), который регистрирует излучение Солнца в инфракрасном, видимом и ультрафиолетовом диапазонах.
По данным прибора, изменения ультрафиолетового излучения за последние годы оказались в пять раз сильнее ранее наблюдавшихся.
Эти результаты наблюдений были введены учеными в компьютерную модель мирового климата, используемую британской метеорологической службой. Результаты моделирования подтвердили предположение о том, что колебания в ультрафиолетовом излучении Солнца влияют на распределение температур в тропосфере и стратосфере. Происходит так, что ультрафиолетовое излучение поглощается озоновым слоем в стратосфере, поэтому на низшей точке цикла солнечной активности стратосфера остывает быстрее. В итоге меняется скорость ветра в более низких слоях, в том числе скорость воздушного потока, который опоясывает весь земной шар над Европой, Северной Америкой и Россией. В частности, происходит снижение расхода воздуха с запада на восток — из-за этого в Великобританию, Северную Европу и даже США приходит более холодный воздух с севера Сибири. Обычно холодную зимой Канаду этот воздух минует, и там жители радуются аномальному для зимнего времени года теплу. Холодный воздух также проходит мимо Южной Европы и делает обычно мягкую там зиму еще более комфортной.
Данный механизм хорошо согласуется с некоторыми научными публикациями, в которых говорится о том, что зимние температуры в Европе и Северной Америке определяются солнечным циклом.<4>
Впрочем, изменение солнечного излучения в ультрафиолетовом диапазоне является далеко не единственной причиной колебаний зимних температур.
Прогнозируя погоду, необходимо учитывать другие факторы, далеко не все из которых известны в настоящее время.
Впрочем, и данная работа еще требует независимой проверки, да и подтверждения с использованием большего количества данных. На это обращает внимание в комментирующей работу статье Катя Маттес из немецкого Центра Гельмгольца. Кроме того, она обращает внимание на то, что прибор SIM измеряет поток от Солнца лишь в некоторой части ультрафиолетовой области спектра.