Идея организовать смотр научных фильмов из носившегося в воздухе благого пожелания (за рубежом давно обзавелись такими фестивалями, из наиболее известных назовем нью-йоркский Imagine, Sheffield Doc/Fest в английском Шеффилде, а также Paris Science) неожиданно материализовалась в фестиваль, притом большой, тщательно подготовленный, с кураторами программ, зарубежными гостями и собственным регламентом.
Этот форум логично продолжает линию по активной социализации науки — феномена, бурно расцветшего за границей в нулевые, а последние два-три года и у нас
и ставшего ответом на дефицит научного, но доступно изложенного знания, поставляемого СМИ, которые давно уже не справляются с колоссальным объемом новых данных, циркулирующих в научной периодике.
Неожиданно были реанимированы альтернативные и более непосредственные способы взаимодействия общества с наукой, например такой подзабытый уже ретро-формат, как публичный лекторий или открытые демонстрации опытов, широко востребованные 100–150 лет назад в викторианском обществе и в эпоху модернизма, когда научная журналистика не сформировалась еще как таковая.
Вполне логично, что эпицентром публичной науки вновь становится Политехнический музей, после 20 лет полуобморочного состояния начавший, вслед за Парком культуры им. Горького, модный сейчас процесс функционально-культурного ребрендинга, поменяв менеджмент и получив нового покровителя в лице «Роснано».
Политех стал одним из партнеров фестиваля «Популярная наука», возобновил работу его лекторий, куда стали зазывать звезд мирового научпросвета масштаба Леонарда Млодинова, открылся для книжных ярмарок ранее недоступный внутренний двор, наконец, музей стал ключевым инициатором Фестиваля научного кино 360˚: все премьерные показы основной программы фестиваля, состоящей из восьми фильмов, пройдут в его знаменитой Большой аудитории, где помимо киносеансов состоятся лекции и мастер-классы российских и зарубежных режиссеров.
Из главных хитов основной программы отметим «Фрикономику» — экранизацию в шести частях одноименного бестселлера американского экономиста Стивена Д. Левитта, снятых разными режиссерами и раскрывающих парадоксальный смысл современных экономических процессов. А также «Пещеру забытых снов» — одну из последних работ Вернера Херцога, чья съемочная группа оказалась единственной допущенной в пещеру Шове, знаменитую древнейшими рисунками, возраст которых составляет 30 тысяч лет (премьера фильма прошла на последнем Берлинском МКФ).
Помимо Большой аудитории показы фильмов пройдут в ряде московских вузов,
и те, кого заинтересуют последние достижения экспериментального и короткометражного кино (сгруппированного в две отдельных программы), должны быть готовы к преодолению московских дистанций огромного размера между МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, Высшей школой экономики и МИСИС.
Но оно того стоит: не исключено, что самые интересные и концептуальные показы пройдут именно на вузовских площадках, так как научно-популярное кино по определению остается экспериментальным, формально не сложившимся жанром, где, как и в самой науке, привычка восприятия — первое, что подвергается сомнению.
Кроме фильмов и мастер-классов 360˚ предлагает пообщаться с героями и идеологами научно-популярного кино — эксцентричным профессором Накамацу, автором более 3500 изобретений (среди которых караоке) и лауреатом Игнобелевской премии, планирующим прожить до 144 лет, а также с живой легендой научно-популярных медиа Энтони Смитом, кавалером ордена Британской Империи, экс-директором Британского института кино, попечителем Лондонской киношколы и продюсером документальных программ на BBC в переломные для научной журналистики 60-е годы.
Наконец, настоящим украшением программы станет ретроспектива фильмов Владимира Кобрина — авангардиста, визионера, инженера-новатора, разработавшего новую эстетику и язык кино, опередившие не только свое (пик творческой активности Кобрина пришелся на 80-е), но и наше время, с его навороченными компьютерными технологиями и цифровыми эффектами. Насколько успешно конкурирует компьютер (если конкурируют вообще) с рукотворной кобринской киновселенной, мы и посмотрим: при всем блеске современных научно-популярных медиа, сравнение может выйти совсем не в пользу цифры.
Расписание фестивальных показов можно узнать здесь.