— Расскажите, пожалуйста, о комете, которую вы открыли. Насколько далеко от Земли она сейчас находится? Какой у нее период обращения и каким будет максимальный блеск?
— Комета C/2010 X1 (Elenin) была открыта в ходе планового обзора неба 10 декабря 2010 года. Работа проводилась на негосударственной российской удаленной обсерватории ISON-NM, работающей по астероидной программе российского проекта ISON (International Scientific Optical Network, ранее — ПулКОН, «Пулковская кооперация оптических наблюдателей»). <2>В настоящий момент сказать что-то конкретное по параметрам орбиты не представляется возможным, так как новая комета имеет небольшую угловую скорость и необходимы дополнительные наблюдения для уточнения элементов орбиты. Пока орбита кометы считается параболической, с перигелием (ближайшая к Солнцу точка орбиты — «Газета.Ru») вблизи орбиты Юпитера. Новые измерения показывают, что комета может быть все же короткопериодической (период до 200 лет), причем некоторые из решений дают очень близкий перигелий, внутри орбиты Земли. Я думаю, что многое станет ясно в течение ближайшей недели. Тогда мы и сможем судить о предполагаемом блеске.
— В чем, на ваш взгляд, состоит научная польза поиска комет?
— Мы изучаем свой дом, в котором живем, а более глобальный дом — это Солнечная система. Конечно, наше представление о ней не перевернется от открытия одной кометы. Но все вместе мы делаем общий вклад в эту работу. Во многом это вопрос престижа, как вы знаете, россиянами кометы не открывались более 20 лет, то есть с самого образования независимой России. Открывая новые кометы, мы можем понять, откуда они пришли, и внести новую информацию в теорию строения Солнечной системы.
Следующий вопрос — астероидно-кометная опасность. Есть два отношения к этой проблеме. Первый — в желтой прессе, интернете и на телевидении выливается огромное количество «информации» о конце света. Причем говорится об этом как о доказанном факте, и все мы слышали эти слухи. Это нагнетает тревожную обстановку, но ведь чем «жарче» новость, тем лучше. Есть и другое мнение, которое во многом является негативным результатом описанной выше темы о конце света. Говорят, что ученые запугивают народ, чтобы им выделяли больше денег, а на самом деле Земле ничего не грозит. Это не так. Солнечная система постоянно эволюционирует как живой организм, если посмотреть на динамику движения всех объектов в ускоренном времени, это прекрасно видно.
Поэтому катастрофические столкновения в истории Земли уже были и будут в будущем, если мы не сможем отвести угрозу.
Это случится не завтра и не в 2012 году. Подобные катастрофические столкновения случаются раз в миллионы лет. Но столкновения с малыми телами размерами порядка 100 метров могут случаться гораздо чаще. Конечно, подобное столкновение не приведет к глобальной катастрофе, и одной из задач астрономов является определение области падения небесного тела с тем, чтобы заблаговременно провести эвакуацию населения. Это большой вопрос, и я не буду его дальше развивать в этом интервью, просто отмечу, что кометы могут представлять для Земли серьезную угрозу, особенно крупные долгопериодические кометы, которые неизвестны на данный момент.
Обнаружив такое тело у орбиты Юпитера и поняв, что существует вероятность его столкновения с Землей, у нас будет очень мало времени на то, чтобы должным образом отреагировать.
И в настоящий момент средств противодействия подобным угрозам у нас нет...
— Как происходило открытие? Можете рассказать подробнее про телескоп в Нью-Мексико, где было сделано открытие? Как он управляется дистанционно? Насколько сложное программное обеспечение используется, кто его разрабатывал?
— Как я говорил ранее, комета была обнаружена на снимках нашего обзора неба. Обсерватория ISON-NM расположена в горах Нью-Мексико, в хорошем астроклимате, на высоте 2217 метров. В качестве обзорного инструмента используется телескоп с апертурой (диаметром главного зеркала) 455 мм. В качестве детектора используется современный полноформатный CCD-приемник. Поле зрения этой оптической системы составляет 100х100 угловых минут. Рабочее проницание — порядка 20,5 звездных величин (для примера, блеск Плутона в настоящий момент — 14,5 звездных величин).
После получения снимков они обрабатываются специальной программой, разработанной командой украинских программистов, на компьютере, находящемся в нашей обсерватории, на расстоянии 9500 км от Москвы. Главная задача этого программного обеспечения — детектирование движущихся объектов. После чего моей задачей является ручная проверка всех найденных объектов, так как среди них есть большое число ложных срабатываний: это плата за высокую чувствительность алгоритма детектирования.
Вот в ходе этой работы и был обнаружен неизвестный объект, сразу привлекший мое внимание.
Он был слегка размыт и имел скорость вдвое меньшую, чем у обычных астероидов в этом кадре. Тогда и закралось сомнение, что это необычный объект, но предстояло проверить: возможно, это была уже известная комета. Оказалось, что с такими координатами никаких известных объектов не должно быть.
После этого началась техническая работа, первыми кометную природу нового объекта подтвердили в обсерватории Майданак (Узбекистан) с помощью 1,5-метрового телескопа. Затем последовали и другие подтверждения из России, Италии и США.
— Расскажите, пожалуйста, о проекте ISON? Какова его главная задача? Какие открытия удалось сделать с помощью него? Насколько эти открытия соответствуют главной задаче проекта? Или же они являются приятным «побочным эффектом»? Где еще в мире находятся телескопы сети ISON?
— Главной задачей проекта ISON является наблюдение и изучение космического мусора, а также общей обстановки в околоземном пространстве. В этой области достигнуты больше успехи мирового уровня. С нами в кооперации работают свыше 30 обсерваторий, расположенных как на территории бывшего СССР, так и в дальнем зарубежье. С помощью финансовой поддержки ISON осуществляется реконструкция многих обсерваторий, пришедших в упадок за последние десятилетия.
В Нью-Мексико установлен дистанционно управляемый телескоп, главной задачей которого является поиск новых объектов Солнечной системы.
Также на обсерватории проводится фотометрия астероидов, сближающихся с Землей (АСЗ), и наблюдения оптических послесвечений гамма-всплесков.
— С кем из астрономов вы сотрудничаете? Как считаете: насколько эффективным является сотрудничество любительской астрономии с профессиональной? Есть ли перспективы у этого сотрудничества и в чем оно заключается — в поиске новых и сверхновых звезд, открытии объектов Солнечной системы, а еще?
— Мы открыты для взаимно интересного сотрудничества в разных областях наблюдательной астрономии. Примером тому служат наблюдения гамма-всплесков и фотометрии астероидов. Сотрудничество с любителями астрономии, той ее группой, которой интересна именно наука, я считаю очень перспективным. Особенно это касается наблюдений малых тел Солнечной системы, а также изучения переменных звезд. Можно отметить наблюдения покрытий звезд, наблюдения гамма-всплесков, в меньшей степени поиск сверхновых звезд. Хочу отметить, что все российские АСЗ открыты любителями астрономии, как и первая российская комета. Ведь по статусу я астроном-любитель, так как моя основная работа в Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша (ИПМ) напрямую не связана с поиском новых объектов Солнечной системы и вообще с наблюдательной астрономией.
— Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы стали наблюдателем?
— Я закончил Московский авиационный институт по специальности «проектирование электронно-вычислительных комплексов», сейчас работаю младшим научным сотрудником в ИПМ. Я полюбил астрономию еще в школе, все началось с книги Ф. Ю. Зигеля «Сокровища звездного неба». Первый телескоп появился у меня достаточно поздно, в 2006 году, после окончания моей службы в Вооруженных силах. С самого начала, обладая даже скромными техническими средствами, мне было интересно делать какую-то научную работу. Так я начал наблюдать переменные звезды. В декабре 2007 года я впервые попробовал провести дистанционные наблюдения, и мне это очень понравилось. Начало 2008 года я провел в поисках частных обсерваторий США, готовых дать мне некоторое количество наблюдательного времени.<1>
Такие обсерватории, как ни странно, были найдены.
Я хочу выразить огромную благодарность людям, которые тогда дали мне эту возможность, ведь именно с их помощью я состоялся как наблюдатель. В декабре 2009 года я предложил реализовать проект удаленной обсерватории сети ISON в США, где у меня много добрых знакомых. Проект состоялся. В мае 2010 года на обсерватории был получен «первый свет». С середины июля начались регулярные поисковые работы, а также дальнейшая отладка оборудования, планирование тактики и стратегии наблюдений. 10 августа, аккурат в моей день рождения, был открыт первый астероид обсерватории, оказавшийся марс-кроссером (то есть пересекающим орбиту Марса). Ровно через месяц мы открыли первый астероид, относящийся к семейству Амура, — АСЗ 2010 RN80. 10 декабря была открыта первая за последние 20 лет российская комета. В настоящий момент обсерватория ISON-NM входит в десятку обсерваторий с самым большим числом измерений малых тел Солнечной системы за год. По этому показателю мы уже сейчас опережаем некоторые национальные обзорные программы.
— Каких еще открытий можно ожидать от телескопов сети ISON?
— Обсерватория работает каждую ясную ночь, коих в горах Нью-Мексико много. Мы не останавливаемся на достигнутом. В настоящий момент открыто более сотни астероидов, построены кривые блеска десятка АСЗ, проведены наблюдения нескольких гамма-всплесков. Надеюсь, что в будущем мы начнем поиск сверхновых звезд на получаемых кадрах, это будет «побочный» продукт наших наблюдений. Ну и главное — поисковая работа будет продолжена, и я уверен, нас ждет еще немало интереснейших открытий!