Третий международный форум по нанотехнологиям «Форум Роснанотех» ознаменовался присутствием на нем лауреата Нобелевской премии по физике 2010 года Константина Новоселова. Он принял участие в двух мероприятиях, которые состоялись при полном аншлаге.
Сначала Новоселов выступил с докладом «Графен: физика и практические применения» в рамках научно-технологической программы форума в секции «Наноматериалы». В ходе этого доклада ученый рассказал о ряде уникальных свойств, которыми обладает графен, и возможности использования этих свойств. После этого выступления состоялась, как назвали организаторы, пресс-лекция «Получение графена из графита». <2>В ходе этого мероприятия был продемонстрирован опыт, в ходе которого из графита, налепленного на скотч, получается графеновая пленка. Корреспонденту «Газеты.Ru» была предоставлена честь занять одну из трех лабораторных установок, которая включала в себя скотч, ножницы и небольшой кусок графита. Как известно, для получения графена нужно налепить скотч на графит и раз за разом отдирать тонкие пленки графита, пока не будет получена однослойная пленка, которую затем нужно перенести со скотча на подложку. Поскольку подходящей кремниевой подложки с естественным оксидом на поверхности в помещении не было даже у Новоселова, то нобелевский лауреат предложил использовать экран мобильного телефона.
Как пошутил Новоселов, для того, чтобы перенести графеновую пленку со скотча на подложку, нужно оказывать давление в течение десяти минут и лучше всего просто положить пятый или седьмой том знаменитого учебника по теоретической физике Ландау и Лившица.
После этого своеобразного мастер-класса Константин Новоселов ответил на несколько вопросов.
— Сотрудничаете ли вы с учеными Сибири? Если да, то как и с кем?
— У нас хорошие связи. Сегодня на этом форуме будет доклад Виктора Принца, мы с ним общаемся хорошо. У нас выходит совместная статья с учеными из Новосибирска, мы с ними работаем над химической модификацией графена.
— Почему ваши студенты открыли фирму?
— Основная причина, по которой мы попросили их этим заняться, потому что ребята в лаборатории расслабились. Они делают хорошую публикацию, например, в Nature, в первый год работы и думают, что всего достигли. Мы рекомендовали открыть компанию. Никакого моего вклада или вклада Андрея Гейма в эту компанию нет, они сделали все сами. Как мы с ними сотрудничаем?
Было условие, что они делают это абсолютно бесплатно, пока не заработают свои первые 10 тысяч фунтов. Пока этого не произошло.
— Есть ли у вас предложения о разработке технологического производства?
— У нас нет патента на этот материал. Я уверен, что есть большое количество людей, у которых такие патенты есть, поэтому с нас взятки гладки. К нам не обращаются по вопросам коммерциализации. Огромное количество компаний — IBM, Samsung — ведут активные разработки в этом направлении, так что коммерциализация идет и очень быстро.
— Как вы думаете, когда графен начнет широко применяться и сможет, например, вытеснить кремний в микроэлектронике?
— Это вопрос сложный, и даже неправильно его так задавать. В настоящее время не стоит альтернатива — кремний или графен. Это тема отдельной лекции. Если мы опустим вопрос про соревнование кремния и графена, то Samsung планирует выпустить мобильные телефоны с использованием графена в 2012 году.
Давайте использовать эту дату как реперную точку.
— Как вы оцениваете развитие исследований в Институте проблем технологии микроэлектроники (ИПТМ) в Черноголовке, где вы работали? Как вы поддерживаете связи с коллегами? Планируете ли посетить Черноголовку?
— Связи у нас очень плотные. Сережа Морозов из ИПТМ с нами постоянно участвует в научной работе, часть экспериментов делается в Черноголовке, а часть — в Манчестере. Нам очень приятно быть с ними в коллаборации. В принципе, мне бы не хотелось заставлять людей заниматься графеном. Ученые вольны выбирать себе тему сами, и я никого не собираюсь агитировать заниматься графеном. В Черноголовке в последний раз я был этим летом, сейчас, к сожалению, заехать не получится, но я там бываю регулярно.
— После присуждения вам Нобелевской премии вас звали вернуться в Сколково, но вы ответили отказом…
— Вы знаете, меня не звали в Сколково. Я всегда готов сотрудничать с лучшими учеными по всему миру. Огромное количество замечательных людей работает по всему миру и в России.
От сотрудничества с Россией я никогда не отказывался.
И наше сотрудничество с Сережей Морозовым тому подтверждение.
— Есть информация, что с вами хотел встретиться глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Состоялась ли уже эта встреча?
— Она еще не состоялась, но состоится попозже. С удовольствием встречусь с ним.