Эпоха Возрождения, отличительной чертой которой был сдвиг от церковной культуры к светской и повышение интереса к человеку как к личности, перед которой открыты все пути, породила ряд многогранных гениев, ученых-универсалов, художников, архитекторов и писателей. Творец, в какой бы области он ни работал, в своих изысканиях не был ограничен ее рамками: известно, что Леонардо участвовал в деятельности анатомических театров, чтобы научиться правильно изображать человеческое тело. Но все ли свои знания гении передали потомкам? А если передали, смогли ли мы прочесть эту информацию и разгадать загадки, заданные авторами?
Два профессора из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США) – Иан Шек и Рафаэль Тамарго – считают, что разгадали одну из «головоломок», зашифрованных великим художником и скульптором Микеланджело Буонарроти во фресках Сикстинской капеллы – главной капеллы Ватикана. По их мнению,
фрески капеллы представляют собой зашифрованные анатомические рисунки.
Работа, посвященная исследованию одного из живописных шедевров Микеланджело, опубликована в Neurosurgery.
Известно, что Микеланджело интересовался анатомией всю жизнь, в том числе в ее прикладном аспекте, участвуя во вскрытиях. Неслучайно его статуя «Давид», находящаяся сейчас в музее Академии изящных искусств во Флоренции, считается идеалом человеческого тела — пропорции лица по ней изучают в художественных школах. Однако американские нейрохирурги считают, что художник оставил в своих фресках Сикстинской капеллы настоящие анатомические зарисовки: мозг человека и мозговой ствол изображены на шее бога с фрески «Отделение Света от Тьмы».
Это не первое изображение внутреннего органа человеческого тела, который ученые нашли (или им показалось, что они нашли) на фресках Сикстинской капеллы. В 1990 году терапевт Фрэнк Мешбергер объявил, что знаменитая фреска «Сотворение Адама» представляет собой эскиз головного мозга. Его работа опубликована в The Journal of American Medical Association. В 2000 году другой терапевт – Гарабед Экноян в своей статье в Kidney International заявил, что фреска «Отделение суши от вод» содержит изображение почки.
И вот очередь дошла до «Отделения Света от Тьмы» — другой фрески, посвященной сюжетам сотворения мира.
Мы видим фигуру Творца, облаченную в красные драпированные одежды, снизу и сбоку, и она представляется возносящейся в небеса. Его руки воздеты над головой, лицо обращено вверх и вправо, открывая шею и тыльную часть короткой бороды. Именно на этом участке, считают нейрохирурги, Микеланджело изобразил вид головного мозга и мозгового ствола.
Они различили на живописном изображении части височной доли, медуллы, варолиева моста и других структур мозга.
Профессор Тамарго обращает внимание на то, что шея бога именно на этой фреске совсем не похожа на шею других фигур, изображенных в примерно той же позе (см. изображение в фотогалерее). Обычно художники изображают линии шеи плавными, а в «Отделении Света от Тьмы» линии и формы достаточно резкие и отличные от обычной анатомии видимой части шеи. Ученые считают, что такое отличие не может быть случайным.
«Анатомия шеи у этой фигуры очень необычна. Если счесть, что это получилось ненамеренно, то следует признать, что у Микеланджело был очень плохой день, когда он работал над этим изображением. А это, в свою очередь, маловероятно: художник известен своей дотошностью и педантичность в работе», — объяснил Тамарго.
Позицию авторов косвенно подтверждают и другие факты.
Обычно бог изображается с длинной струящейся бородой, а здесь она неожиданно короткая, как будто специально открывающая шею.
Необычно и освещение. Вся фреска освещена слева снизу, однако шея «высвечена» справа. Авторы считают, что Микеланджело, мастер светотени, специально использовал этот прием для привлечения внимания к этой части картины.
Есть ли анатомическое изображение на фреске или это плод воображения авторов статьи? Сами они признают, что интерпретация, «конечно, субъективная: художники не сопровождают свою работу инструкцией по толкованию. Любая работа дискуссионна».
Мнения научного сообщества, как водится, разделились. «Я думаю, Шек и Тамарго сделали хорошую работу», — заключил профессор истории искусства из Университета Висконсина Гейл Гейгер, слова которого приводит The New York Times.
«Эти иллюстрации просто нонсенс, мягко выражаясь. Рисовать неоднозначные линии на картинах эпохи Ренессанса и считать, что научное сообщество воспримет это серьезно!» — возмутилась работой Джоанна Вудс-Марсден, профессор истории искусств из Университета Калифорнии (Лос-Анджелес).
«Никто не может убедить людей не смотреть на картины и не искать в них что-то свое. Но иногда шея – это просто шея, ничего более», — заключил Брайан Курран, профессор истории искусств из Университета Пенсильвании.