Есть люди, гений которых не перестает тревожить человеческие души ни через десять, ни через пятьдесят лет после смерти самих людей. Тем более о жизни героев ХХ века известно достаточно много: сохранились многочисленные свидетели и свидетельства, а сами герои по большей части были людьми весьма неоднозначными. Одним из таких является Джими Хендрикс.<2>
Психологи продолжают пытаться подобрать ключ к истокам гения Хендрикса, человека, который перевернул мир центрального в рок-н-ролльной культуре инструмента – гитары. Конечно, не стоит объяснять его популярность лишь высокой техникой игры на гитаре: физика тут вряд ли идет впереди лирики, но она, несомненно, тоже внесла свой весомый вклад. Не зря же Хендрикса назвали лучшим гитаристом всех времен (журнал Time, 2009 год), расширившим диапазон и словарь электрической гитары и изменившим лицо рок-музыки.
Психолог из университета Толедо Стивен Кристман считает, что
высокое совершенство гитарной игры Хендрикса отчасти объяснялось его двуправорукостью.
Формально Джими был левшой. Он играл на «праворучной» гитаре, переворачивая ее вверх ногами, и иногда использовал левую руку, чтобы держать сигарету и поправлять волосы. Но при этом он писал, ел и держал телефон правой рукой. Таких людей называют «смешанно праворукими». Именно эта «смешанность» означает очень хорошую связь между левым и правым полушарием мозга, и эта хорошая связь наполняет каждую часть его музыки, считает психолог.
Особые способности Хендрикса позволяли ему аномально эффективно согласовывать движения правой и левой руки при игре на гитаре, интегрировать стихи и музыку своих песен и, возможно, также определили его гений соединения старых блюзовых и R&B традиций с фолком, роком и психоделической музыкой 60-х. И техническая виртуозность Джими, один из важнейших компонентов его гения, наверняка связана с этой особенностью психики.
«В таких песнях, как «Still Raining, Still Dreaming», где Хендрикс правой рукой производит серию бэндов (подтяжка струн) и глиссандо, а левой рукой регулирует переход от высоких к басовым тонам, его аномальные способности видны особенно четко», — считает Кристман.
Он отмечает, что многие гитаристы были левшами, например Пол Маккартни и Курт Кобейн, но уверен, что по-настоящему большие мастера в той или иной степени являются двуправорукими. Наоборот, великие пианисты и клавишники обычно либо правши, либо левши: им важно уметь воспроизводить двумя руками разные, иногда несвязанные (в случае полифонии) музыкальные линии.
Психолог идет дальше и утверждает, что двуправорукость Хендрикса повлияла и на его манеру написания песен. Отточенная связь между полушариями мозга позволяла достигнуть совершенства в слиянии стихов и мелодии.
«Создание слов и ритма связано с левым полушарием мозга, а мелодия и гармония «сцеплены» с правым полушарием. «Однорукие» поэты-песенники вынуждены отдавать предпочтение одному из компонентов, тогда как двуправорукие способны совершенно интегрировать оба компонента в своих творениях», — объясняет Кристман.
Он считает, что двуправорукость помогает связать «правильные» слова с «правильной» музыкой, когда синтаксический и эмоциональный аспекты стихов четко интегрированы с фразами и контурами мелодической линии. Речетативно-напевный стиль Хендрикса также может быть связан с особенностью мозга: речь связана с левым полушарием мозга, а пение – с правым.
С этого места выводы психолога становятся, скажем так, несколько фантастическими. Он считает, что двуправорукие люди способны «магически мыслить» и более склонны к мистицизму и психоделии. Кроме того, он отмечает склонность Хендрикса к двусмысленностям различного характера. Отмечает и то, что многие его лады не являются четко ни мажором, ни минором, а чем-то смешанным.
Ну и в заключение, наверняка роль двуправорукости Хендрикса в его гении весьма завышена психологом. По разным оценкам, порядка половины всех людей являются двуправорукими. Но второго Хендрикса среди них пока не нашлось.