После того как в конце минувшего года Большой адронный коллайдер побил ряд мировых рекордов (в частности, разогнав пучки протонов до энергии 1,18 ТэВ), самый большой в мире ускоритель частиц давно не становился источником интересных новостей. <1>В частности, это было связано с новогодними каникулами, которые в Европейском центре ядерных исследований (CERN) были не сильно короче по сравнению с российскими новогодними праздниками. Но сейчас сотрудники центра активно готовятся к новому запуску БАК, который состоится, как и было запланировано, в феврале. Об этом, в частности, говорится в новом выпуске издания CERN Bulletin.
Вскоре после первых запусков в 2010 году коллайдер попробует солидно улучшить свой же мировой рекорд и ускорить пучки до энергии 3,5 ТэВ.
В будущем же планируется достичь еще больших энергий, где уже можно будет задаться вопросом существования бозона Хиггса. Но к важному результату нужно стремиться поступательно.
В настоящее время происходит активная подготовка коллайдера к будущей работе, которая включает в себя проверку, юстировку и небольшой ремонт. В частности, сотрудники CERN кропотливо проверяют многочисленные электрические соединения, которые расположены по всему периметру коллайдера. Отдельно сообщается о том, что ведутся работы с водяной системой охлаждения эксперимента CMS.
Тему будущего запуска коллайдера затрагивает в своей колонке в CERN Bulletin генеральный директор этой организации Ральф Хойер. Он говорит о более конкретных сроках, когда коллайдер будет запущен на энергии 3,5 ТэВ, — конец февраля или начало марта.
В конце своей статьи Хойер предполагает, что 2010 год станет годом больших открытий, сделанных с помощью коллайдера, и потому это будет памятный год для CERN.
Еще один материал CERN Bulletin лишний раз подтверждает, что в этой организации огромное внимание уделяют популяризации науки в целом и своей деятельности в частности. В статье рассказывается о новом украшении фасада здания Института Нильса Бора, который располагается в Дании. Отныне там располагаются 96 ярких лампочек, которые воспроизводят сигналы, получаемые от детекторов переходного излучения на эксперименте ATLAS на Большом адронном коллайдере. Сигналы доходят с небольшой задержкой — всего в несколько секунд. Данное украшение здания получило название Коллайдерскоп (The Colliderscope).<4>
«Характер, интенсивность и продолжительность вспышек лампочек зависят от физических параметров частиц, зарегистрированных на Atlas. На Коллайдерскопе практически не будут отражаться случайные события», — уверяет сотрудник Института Нильса Бора и один из авторов идеи Коллайдерскопа Троельс Петерсен.
Между тем появилась еще одна работа, в которой затрагивается возможность образования черных дыр на Большом адронном коллайдере, то есть, по сути, его безопасность.
Группа канадских и американских физиков провела компьютерное моделирование, результатом которого стало доказательство образования черных дыр при столкновении объектов с определенной скоростью. В своей работе, которая будет опубликована в Physical Review Letters, они моделировали столкновение бозонных звезд (это гипотетические астрономические объекты, состоящие не из фермионов, как обычные звезды, а из бозонов) и получили, что для образования черных дыр достаточно энергетики процесса порядка 1,22•1019 ГэВ (треть от значения планковской энергии). У Большого адронного коллайдера максимальная энергия пока будет составлять 3,5 ТэВ. Напомним, что 1 ТэВ = 1012 эВ = 103 ГэВ, и это означает, что энергия коллайдера составляет в триллионы раз меньше того значения энергии, при котором могли бы образоваться большие черные дыры. Это лишний раз доказывает безопасность коллайдера. Ну а первичных мини-черных дыр массой 10-5 г, которые могут образовываться в БАК, бояться не стоит хотя бы потому, что они очень быстро испаряются.