Попытки «поверить алгеброй гармонию» не оставляют ученые умы во всем мире. Очередную работу в этом направлении провела международная группа ученых из испанского Университета Жироны и немецкого Института Макса Планка. Они попробовали «научить» компьютер разбираться в живописи. Им удалось разработать алгоритм, который
позволил компьютеру понимать, что нарисовано на картине, и определять, к какому художественному стилю относится изображение.
Специальный алгоритм использует установленные по картине параметры трех групп. Одну группу составляют ширина мазка, материалы, которыми создана картина, и цвета палитры. В другую группу параметров входят объекты, изображенные на картине, а также ее жанр — пейзаж, портрет, натюрморт и т. п. В третьей группе учитывается такая информация, как исторический контекст, сведения об авторе картины и тенденциях в живописи его эпохи. <2>
В ходе работы исследователи проанализировали различные алгоритмы для классификации картин компьютерами. Оказалось, что некоторые расчеты, основанные, в частности, на пиксельном анализе распределения цветов и определения палитры, использованной в конкретном произведении искусства, дают неплохой результат, которому вполне можно найти рациональное применение.
«Никогда нельзя будет стопроцентно определить с помощью компьютера эпоху, в которую была создана картина, ни каким-то образом измерить реакцию человека на произведение искусства.
Мы можем только посмотреть на тенденции подобных исследований», — говорит Микел Фейчас, один из авторов статьи, опубликованной в журнале Computers and Graphics.
Еще одна частность исследования заключалась в том, что ученые провели эксперимент с участием людей, которые плохо разбираются в искусстве. Им были показаны более пятисот картин художников — представителей одиннадцати разных художественных стилей, и участники эксперимента должны были после небольшого ликбеза попробовать определить, к каком стилю относится та или иная картина.
Как написано в статье, люди, не знавшие раньше разницу между конкретными стилями, «на удивление хорошо» справились с поставленной перед ними задачей.
Этим, как утверждают ученые, был продемонстрирован высокий потенциал человеческого восприятия.
Результаты своей работы ученые хотят применить для развития анализа художественных произведений, классификации и поиска изображений в запасниках музеев, создания информационных материалов, посвященных живописи, и «лучшей взаимосвязи между людьми, компьютерами и произведениями искусства».