Обнаружен фундамент «Театра» и прижизненный портрет Шекспира
Пётр Смирнов
Благодаря усилиям археологов и искусствоведов Уильям Шекспир обзавелся и первой сценой, и единственным прижизненным портретом. В Лондоне обнаружен фундамент «Театра», где проходила премьера «Ромео и Джульетты», и опубликованы результаты экспертизы, подтверждающие подлинность портрета драматурга, сделанного за 6 лет до его смерти.
Археологи обнаружили в Лондоне на левом берегу Темзы кирпичную кладку, возможно, принадлежавшую первому театру Шекспира. Хотя сами раскопки проводились прошлым летом, первые выводы специалисты из Лондонского музея обнародовали только сейчас.
Несмотря на то, что искусствоведы до сих пор спорят о точном времени начала актёрской и сценаристской карьеры великого «Барда из Эйвона», ученые не сомневаются, что служить сцене Шекспир начал в середине 1580-х годов под началом Джеймса Бёрбеджа, с сыном которого, Ричардом, его связывал уже более поздний «Глобус».
Подмостки с простым названием «Театр», на которых зрители впервые увидели «Ромео и Джульетту», были построены в 1576 году в Шордиче за 700 фунтов стерлингов.
Шордич тогда был пригородом Лондона, расположенным вокруг одноименной церкви прямо к северу от Сити. В то время этот район,по мнению Тарин Никсон из Лондонского музея, назывался «пригородом греха». «Театр» стал вторым в Англии после «Красного Льва» и был построен Бёрбеджем, в том числе из кирпичей старого монастыря. В 1599 году в связи с истечением срока действия ренты на землю он был перевезён «слугами Лорда-камергера» «по брёвнышку» на другой берег Темзы, где здание было воссоздано уже под названием «Глобус».
Всё, что осталось и что обнаружили археологи, – часть кирпичной изогнутой стены многоугольного строения и вымощенную булыжником площадку, располагающуюся в полутора метрах от уровня улицы. Эта площадка, на которой стояла большая часть аудитории, немного наклонена к сцене. Что же касается последней, то она должна находиться под ныне стоящими домами.
Там же невдалеке располагался ещё один театр, где Шекспир мог давать представления до открытия «Глобуса» — «Театр Занавес», открытый на год позже «Театра», но просуществовавший до 1622 года. Сейчас же в 200 метрах располагается «третье издание» «Глобуса», воссозданное по описаниям и макетам 16-го века в 1997 году.
Особую значимость раскопкам придает первенство постановки «Ромео и Джульетты», написанной в 1591–1592 годах, возможно, ранней версии «Гамлета» и «Сна в летнюю ночь».
Среди прочих находок на упомянутом вымощенном дворе археологи нашли и черепок 16-го века с изображением мужчины с бородой и в воротнике, очень напоминающем Шекспира на его до недавнего времени только посмертных изображениях-копиях.
Специалисты из Лондонского музея не уточнили, координировали ли они свои действия с экспертами из «Фонда Шекспира» (Shakespeare Birthplace Trust), в тот же день объявившими о подлинности прижизненного портрета великого драматурга, хранившегося в коллекции семьи Коббе. Все остальные известные сегодня изображения, в том числе и копия найденного портрета, датируемая XVIII веком, были сделаны после смерти Барда в 1616 году.
Возможно, история, подкреплённая археологическими и художественными свидетельствами, будет поддаваться меньшим нападкам со стороны любителей «альтернативных версий», предлагавших авторство известных пьес и королеве Елизавете, и Уолтеру Рэйли.