Ещё полвека назад было строго показано, что ограничение потребления калорий существенно продлевает жизнь червям, дрозофилами и даже грызунам. И среди людей появилось немало последователей низкокалорийных диет, надеющихся таким образом достичь долголетия.
Как выясняется, надежды эти могут оказаться напрасными. Сравнив выработку одного из веществ, связанного с продлением жизни, в организмах мышей и человека, учёные впервые нашли кардинальные отличия. Ограничение потребления калорий может быть не таким уж важным. Но важным может быть ограничение потребления белков.
Прежние молекулярные исследования показали, что у большинства модельных животных в продлении жизни участвовали внутриклеточные реакции с участием так называемого инсулинподобного фактора роста-1 (IGF-1). Хотя истинный механизм остаётся тайной за семью печатями, известно, что в этих реакциях замешаны несколько белков, играющих ключевую роль в развитии разнообразных опухолей – например, те, что контролируются знаменитым p53. Да и самому фактору роста в некотором смысле положено играть роль в регулировании рака.
Ограничение потребления калорий в грызунах значительно снижает производство IGF-1, который синтезируется, по большей части, в печени.
Однако, как показали Луиджи Фонтана и его коллеги из Высшего института здоровья в итальянском Риме и Университета имени Джорджа Вашингтона в американском Сент-Луисе, на людей низкокалорийная диета такого влияния не оказывает. Соответствующая работа опубликована в журнале Aging Cell.
Разглядеть отличие помогли члены Общества по ограничению калорий при оптимальном питании (Calories Restriction with Optimal Nutrition, CRON), или крони, как они сами себя зовут. И конечно, контрольная группа людей, питавшихся стандартно.
«Мы несколько лет следили за когортой крони, находившихся на низкокалорийной диете (в среднем к моменту анализа они её соблюдали около семи лет), – говорит Фонтана. – И никакой разницы в уровне IGF-1 по сравнению с контрольной группой не заметили».
Чтобы разобраться, в чём дело, учёные даже набрали ещё полсотни добровольцев, и целый год мучили часть из них диетой со сниженным на 25% содержанием калорий, а часть – усиленными упражнениями, которые, напротив, заставляли организм сжигать на 25% калорий больше при том, что питались они, как и прежде. И опять – никакого эффекта от диеты не было.
Учёные были порядком озадачены тем, что результаты исследования на грызунах и на людях не совпадали, признаётся Луиджи Фонтана, и решили разобраться, не участвует ли в этих реакциях второй фактор – потребление белков. Известно, что оно также и независимо влияет на уровень IGF-1.levels: calorie intake and protein intake. So we decided to look at the influence of protein.»
Как оказалось, у приверженцев радикально вегетарианской диеты, не признающих никаких продуктов животного происхождения (веганов), уровень IGF-1 был существенно ниже.
Веганы, за которыми учёные также следили несколько лет, получают из белков около 10% энергии, а сидящие на низкокалорийной диете – примерно 25%. При этом голодающие осознанно увеличивают потребление белка, поскольку это едва ли не единственный способ обеспечить поступление достаточного количества необходимых питательных веществ при пониженном энергопотреблении.
Убедить их отказаться ещё и от белков было нелегко, но шесть человек всё-таки поддались на уговоры Фонтаны. «И через три недели уровень инсулинподобного фактора роста-1, циркулирующего в их организме, значительно снизился», – радуется исследователь.
Прежние работы уже показали, что диеты с низким содержанием белка могут снижать вероятность развития некоторых видов рака, однако выводы их нельзя назвать заключительными. К тому же молекулярные механизмы такого влияния неизвестны.
Фонтана и не предлагает радикальный отказ от белков с переходом на жиры и сахар. По его словам, будет достаточно, если люди просто будут следовать нынешним рекомендациям врачей – потреблять 0,7-0,8 грамм белков в день на килограмм своего веса. Большинство жителей развитых стран здесь существенно перебарщивают.