Стремление сначала создать проблему, а потом бороться с ней всем миром характерно практически для всех вредных привычек. И хотя их «пагубность» регулярно пересматривается, это не останавливает учёных и технологов от разработки кофе и чая без кофеина, сиропа и десертов без сахара и, безусловно, сигарет без никотина и канцерогенов.
Альтернатива курению – не только никотиновый пластырь. Задолго до изобретения сигарет аборигены жевали табак, а предприимчивые европейцы нашли способ обрабатывать его таким образом, чтобы его можно было даже вдыхать без воскуривания. В разгар антитабачной кампании «бездымного табака» только в США стало продаваться в 3 раза больше. Это неудивительно, ведь большинство исследований об опасности курения были сосредоточены на вреде именно дыма, а не самого табака. Отсюда и представления о «практически полной безвредности» разнообразных снаффов и снюсов.
Широкомасштабный обзор исследований, выполненный Паоло Бофетта из Международного центра изучения рака во французском Лионе, опубликованный в авторитетном Lancet, показывает, что
разнообразный жевательный и нюхательный табак вовсе не настолько безвреден.
Возможно, низкое внимание к этой проблеме связано с относительно низким потреблением табака в таком виде в западном мире, в то время как в Азии, Индии и некоторых странах Африки табачная жвачка значительно превосходит по популярности и распространенности сигареты и сигары. Причем видов «бездымного табака» наберется не меньше, чем табака для курения в сигаретах, сигарах и трубках.
Для производства жвачек, порошков и даже паст для закладывания за щеку чаще всего используют листья, стебли и другие части Nicotiana tabacum, или N. rustica. Их измельчают и смешивают с дополнительными компонентами, среди которых наиболее распространены гашёная известь и бетель. В результате получаются продукты, очень сильно отличающиеся по кислотности, вкусу, запаху, цвету, а главное – содержанию никотина, составляющего от 85% до 95% всех алкалоидов табака.
Подобное разнообразие для ценителей чревато трудностью выбора, а для врачей и учёных – сложностями в проведении достоверных исследований, требующих употребления одного продукта на протяжении многих лет.
К сожалению, необходимость изучать канцерогенное действие «бездымного табака» остаётся немалой –
листья растения после обработки содержат около 30 разнообразных канцерогенов в высоких концентрациях.
Среди них нитрозамины, нитрозаминговые кислоты, полициклические ароматические углеводороды, альдегиды и тяжелые металлы.
В каждом грамме табака содержится 1–5 микрограмм табакоспецифичных нитрозаминов NNN и NNK, давно входящих в «чёрный список» онкологов. То, что эти вещества всасываются в кровь, подтверждено существенным возрастанием их концентрации в моче после употребления жвачки или снюса.
Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, подтвердили опасения врачей. Опухоли слизистой рта, начинающиеся с небольших изъязвлений, появляются на 80% чаще у «ценителей» жвачки и пасты по сравнению с людьми, не склонными к этой пагубной привычке (в среднем по популяции). Рак пищевода и поджелудочной железы – на 60% чаще. Это чуть меньше, чем у соответствующего значения для сигарет и подобных им продуктов.
А вот в части провоцирования развития рака лёгкого «бездымный табак» не уступает «курительному варианту». Исследования в США показали, что риск развития рака легких у «жующих» на 80% выше в сравнении с незнакомыми с табаком жителями страны.
Бофетта вывел и ещё одну интересную закономерность –
если американские и азиатские учёные получали для разных видов рака высокие значения, то западноевропейские (а исследования проводились в основном в Швеции, где снюс особо популярен) врачи не смогли выявить связи табака с опухолями.
Например, в США опухоли слизистой рта в 2,5 раза чаще встречаются у любителей жвачки, в то время как в Швеции различия достоверно незначимы. Связано ли это с производством, честностью учёных, или же особенностями здравоохранения, пока остается невыясненным.
Авторы обзора не рекомендуют курильщикам «переходить» на более «безобидный» вид употребления табака. Как выясняется, он не настолько уж и безобиден – по сравнению с полностью отказавшимися от курения «переключившиеся» в 2,5 раза чаще умирают от опухолей глотки и рта. По сравнению с бросившими курить вероятность развития рака лёгких возрастает в 1,5 раза для переключившихся на жвачку и в 2 раза для выбравших снафф.
Но у употребления снаффа и жвачки всё-таки есть одно преимущество – эта вредная привычка, в отличие от курения, не сказывается на здоровье окружающих, так что запретов, аналогичных запретам на курение, в ближайшее время ждать не приходится.