Кровоточащий ночью потолок, крысы, катающиеся по полу в стаканах, пауки и скорпионы, ползающие по одеялу, и даже родители, предстающие в очень странном и непривычном виде. Всё это свидетельства не маленьких детей с бурной фантазией, боящихся темноты, а 13–16-летних подростков. Галлюцинации им подарили врачи.
«Наркотический опыт», приобретаемый детьми в больнице, может стать причиной тяжелых психических расстройств, проявляющихся галлюцинациями. Это комплексное состояние называется посттравматическим стрессом, и если у взрослых он связан непосредственно с воспоминаниями о болезни и больнице, то причины его возникновения у детей — успокоительные препараты, применяемые в отделениях интенсивной терапии.
Джиллиан Колвилл из госпиталя Св. Георгия в Лондоне исследовала этот феномен среди 102 пациентов отделения интенсивной терапии детского госпиталя. Трети из них был поставлен диагноз посттравматического стресса, когда в голове непроизвольно всплывают воспоминания об этом неприятном событии.
Как показали исследования среди взрослых, частота синдрома хорошо коррелирует со случаями ночных кошмаров и галлюцинаций, отмеченных пациентами во время пребывания в больнице. А галлюцинации, в свою очередь, чаще возникают при использовании опиатов и бензодиазепинов, подобных валиуму.
Исследования среди детей показало, что появление синдрома никак не связано с какими бы то ни было событиями из больничной жизни. Зато более подверженными оказались дети, которые помнили не конкретные факты, а плоды своего воображения.
Приведенный в статье список ужасных образов, посещающих людей, оказался достоин лучших мастеров ужаса. Как отметила Колвилл, характер галлюцинаций похож на описываемые взрослыми картины при завершении приема седативных препаратов. Что ещё раз указывает на причину как самих видений, так и последующих психических расстройств, которые могут существенным образом сказаться на качестве жизни в ближайшие месяцы, а возможно, и годы.
«Но это не значит, что от препаратов следует отказаться», — подчеркнули ученые, ведь без них вред психике будет куда больше, а вкупе с этим возникнет ещё и боязнь больницы. Выход — совершенствование схем введения и более тесный контакт врачей и медсестер с детьми, который позволит выявить психические проблемы на самом раннем этапе. А внимание и поддержка в нужный момент зачастую гораздо эффективней часов психотерапии.