В обществе, споры из области «произошел человек от обезьяны или нет» всегда были гораздо актуальней, нежели куда более фундаментальные вопросы о возникновении первых многоклеточных и развитии этой новой для древней Земли формы жизни. Однако для специалистов вопросов о родстве всего «летающего, плавающего и ползающего» нет. Гораздо интереснее установить эти родственные связи.
Полгода назад норвежские специалисты предложили изменить состав самых больших таксонов – групп систематики, введенных их «соседом» по Скандинавскому полуострову — шведом Карлом Линнеем во второй половине XVIII века. Неудивительно, что сейчас генетический анализ, вкупе с распространенными вычислительными сетями, даёт более точные результаты, чем сравнительная анатомия и эмбриология, на основании которых еще Аристотель разделял рыб и земноводных, амфибий и рептилий, и другие группы.
Сейчас для расчетов требуется куда больше голов и рук, чем для наблюдений Линнея или недавно упомянутого Дарвина, предложившего само понятие «древа жизни» в своём фундаментальном труде о происхождении видов. Для провозглашения независимости губок и гребневиков Кейси Дан с Гавайских островов собрал интернациональный коллектив из 18 ученых.
Ученые подвергли компьютерному анализу родство 150 генов у представителей 77 таксонов. При этом данные о более чем 40 миллионах пар азотистых оснований у 29 животных были получены впервые с помощью скрупулезных процедур расшифровки генома. Результаты работы учёных приняты к публикации в одном из ближайших номеров журнала Nature.
Одна из самых удивительных находок в том, что гребневики – похожие на примитивных медуз многоклеточные организмы с достаточно развитыми и дифференцированными тканями – отделились от других животных еще раньше, чем губки, организм которых больше похож на совместную жизнь отдельных клеток.
Получается, что либо гребневики развивались независимо и пришли к тем же достижениям тканевой организации, что и большинство многоклеточных, либо губки «деградировали» за последующие сотни миллионов лет. В любом случае под вопросом оказывается возникновение и самих многоклеточных, ведь именно принцип строения губок как совокупности отдельных клеток, не объединенных в специализированные ткани, позволил объяснить переход к более крупным формам жизни.
Справедливости ради стоит отметить, что и губок и гребневиков раньше относили в отдельные группы даже на основании морфологического анализа – для них характерна лучевая симметрия, когда можно провести гипотетическую ось симметрии. Причем гребневики обладают двулучевой симметрией, которая «приближает» их ко всем «вышестоящим» билатеральным животным.
Среди прочих достижений ученых -— подтверждение существования группы, включающей беспозвоночных, нематод и артропод. Ученые также породнили ленточных червей и брахиопод – плеченогих, внешне напоминающих двустворчатых моллюсков.
Новое древо жизни. Цветом отражено совпадение генов в %. Синими цифрами над «ветвями» — степень родства «листьев». //Casey W.Dunn, nature.com
Кроме того, удалось окончательно подтвердить тесное родство многоножек с пауками, но не с насекомыми. Этот, казалось бы, очевидный вопрос становится неразрешимым, если погрузиться в мир членистоногих, внутритиповое разнообразие которых существенно больше того, что мы видим в мире больших животных.
По мнению Дана «картина «древа жизни» ещё далека от совершенства, но это исследование показало, что генетический подход способен справиться с рядом неразрешимых до этого вопросов».