Одной из причин дискриминации афроамериканцев является то, что они «напоминают белым обезьян». Стэнфордские психологи, занимавшиеся изучением расизма и его причин, пытались понять, откуда возникает это чувство и неотрывно связанная с ним жестокость.
Выяснилось, что изображения черных подсознательно ассоциируются у белых, которые были основными добровольцами в испытании, с обезьянами и дикой природой. Причем подобных результатов не удалось выявить у азиатов, тоже подвергающихся нападкам расистов.
В одном из опытов психологи сначала показывали студентам фотографию черного или белого человека, а затем размытое изображение обезьяны. Её безукоризненно «узнавали» те, кому сначала была продемонстрирована фотография человека негроидной расы.
Затем добровольцам индивидуально демонстрировали ролик, где полицейские избивает подозреваемого, но цвет кожи последнего скрыт от зрителей. Перед роликом всем показывали краткое «досье» на преступника с фотографией, и рассказывали, что, несмотря на подозрения, он «хороший отец и порядочный семьянин». Кроме того, зрителям давали неявную «предварительную установку» группами слов, связанными с дикими обезьянами или (для контрольной группы) кошками: шимпанзе, горилла, мартышка или лев, тигр, пантера.
Результат удивил даже Дженнифер Эберхардт, одну из исследователей, которая не забыла упомянуть, что сама она является афроамериканкой. Во-первых, те зрители, которые думали, что избивают черного, гораздо лояльней относились к действиям полиции. А те из них, которым говорили «обезьяньи» слова, ещё и в большинстве своем прощали стражам закона чрезмерную жестокость. Кстати, при просмотре полицейских отчетов ученые отметили, что негров в 4 раза чаще описывают словами «дикий», «жестокий», «зверь» и тому подобными.
Как поясняет Эберхардт, причина отчасти в «научном расизме», когда черный человек считался промежуточным звеном между обезьяной и белым человеком. И до сих пор в учебниках биологии изображают, как «обезьяна превращается в белого человека, считающегося вершиной эволюции».