Алтарь Зевса на Ликейской горе использовался задолго до возникновения его культа
Оксана Молчанова
Раскопки у знаменитого алтаря Зевса на вершине Ликейской горы в Аркадии показали, что древние обитатели этих мест молились здесь задолго до появления Зевса в их мифологии. Видимо, вершина показалась достаточно привлекательной и другим богам.
Археологи начали раскопки на священной Ликейской горе в юго-западной части греческой Аркадии, где располагалось знаменитое святилище Зевса. Чаще всего Зевса Ликейского молили о прекращении засухи: на вершине горы, находящейся на высоте 1300 м над уровнем моря, был родник Хагно, и, когда возникала необходимость просить о дожде, жрец верховного божества появлялся возле родника, совершал свои обряды и ритуалы и молился, чтобы по всей Аркадии пошел дождь.
Между тем археологи обнаружили свидетельства того, что гора, почитаемая античными греками как одно из центральных святилищ Зевса, уже была сакральным местом задолго до возникновения централизованного культа бога-громовержца.
Известно, что древнегреческий писатель и географ II века Павсаний, известный своим десятитомным сочинением «Описание Эллады», в восьмом томе своих историко-географических заметок так писал о Ликейской горе в Аркадии и об алтаре Зевса: «На самой высокой точке горы земляная насыпь, образующая алтарь Зевса, и оттуда видна большая часть Пелопоннеса. Перед алтарем на восточной стороне располагаются две колонны, украшенные древними позолоченными фигурами орлов. Там в тайне совершаются жертвоприношения Зевсу Ликейскому».
Впрочем, язык описания Павсания в отличие от образцов античной классики отрывочен и не украшен деталями; вот и здесь Павсаний завершает описание алтаря Зевса словами о том, что жертвоприношение — ритуал, окруженный тайной, потому ничего более конкретного он поведать не может.
Вероятно, Павсания поразил бы тот факт, что жертвоприношения на священной для греков горе начались задолго до оформления культа Зевса. Как отмечают представители греко-американской исследовательской группы, анализ обнаруженных фрагментов керамики доказал: алтарь Зевса, находящийся на южном пике Ликейской горы, у которого совершалось ритуальное служение богу, использовался уже около 5 тысяч лет назад.
Это примерно за тысячу лет до того, как Зевс появился в оформлявшейся мифологии греков!
К таким выводам учёные пришли после датировки глиняных черепков, создание которых относится к 1200–3000 годам до н. э. Помимо керамики археологи обнаружили миниатюрные вазы, бронзовые треножники и кольца, железные клинки и вертела, а также серебряные монеты, которые относились к гомеровскому (предполисному, геометрическому, XI–IX века до н. э.), архаическому (VIII–VI века до н. э.), классическому (V–IV века до н. э.), а также эллинистическому (IV–I века до н. э.) периодам истории Древней Греции.
Более того, при раскопках археологам удалось обнаружить предметы из горного хрусталя, на которых оказалось изображение быка. По оценкам экспертов, например, печать с полным фронтальным изображением быка можно датировать XV--XIV веками до н. э. (некоторые объекты археологи смогли датировать даже 3 тысячами лет до н. э.). Это значит, что представители минойской культуры (предшественницы античной греческой культуры), обитавшие на острове Крит, скорее всего, имели культурные связи с Аркадией и использовали возвышенность в своих целях.
«Ликейская гора в Аркадии, согласно древним мифологическим представлениям, считалась одним из мест рождения Зевса. Согласно другой легенде, Зевс родился на Крите (территории микенской цивилизации). Тот факт, что на территории, принадлежащей алтарю Зевса, мы находим предметы, относящиеся к более ранним временам, свидетельствует о том, что традиция поклонения божествам в этом месте имеет очень
древнюю историю, — поясняет содиректор раскопок на Ликейской горе, ведущий научный сотрудник Музея археологии и антропологии Университета американского штата Пенсильвания Дэвид Гилмар Романо. — Фактически сам алтарь мог существовать задолго до того, как Зевс появился в греческой мифологии. Сейчас мы не можем сказать, каково было его первоначальное использование, молились ли там в связи с нарушениями каких-либо погодных условий или там совершались ритуальные поклонения мужскому или женскому божеству или персонифицированным силам природы вообще».
В античности Ликейская гора в Аркадии была известна как одно из важнейших мест почитания Зевса, однако подобную славу она снискала не только благодаря алтарю. Чуть ниже святилища, на горном лугу, располагались античный ипподром, стадион и целый комплекс построек, связанных с древними атлетическими соревнованиями, проводившимися в честь главного бога древнегреческого пантеона. Комплекс спортивных построек по пышности мог легко конкурировать с расположенным в 35 км святилищем Зевса в Олимпии. Гора в Аркадии привлекала паломников, атлетов и представителей светской и духовной власти не только из этой центральной страны Пелопоннеса, но и со всей Греции, со времен архаической Греции и до эллинистического периода в истории античной культуры.
Стоит отметить, что алтарь Зевса Ликейского, находящийся совсем недалеко от подробно изученного археологами и искусствоведами святилища Зевса в Олимпии, практически не раскапывался. В результате работ, проведенных археологами на Ликейской горе в начале прошлого века, учёным удалось узнать, что самые ранние свидетельства деятельности на участке можно датировать 700 годом до н. э., однако итоги последних раскопок продемонстрировали: активная культурная деятельность на вершине Ликейской горы имела место не только на протяжении эллинистического, но и полисного периода истории Древней Греции, а также, возможно, в позднеминойский период критской цивилизации (XVII–XII века до н. э.).