Неуклонное увеличение среднего возраста живущих на Земле людей зависит от соотношения таких параметров, как способность и желание к зачатию ребенка, постоянно снижающиеся во многих регионах мира, и продолжительность жизни, демонстрирующая рост уже на протяжении долгого времени. Старение населения отражается на общественной и экономической жизни государств и континентов, в одинаковой степени затрагивая как жизни отдельных людей, так и внутриобщественные процессы.
Развитие этих событий можно предсказать, опираясь на хронологические данные. Однако сделать это можно значительно точнее, если добавить к ним вероятностные модели увеличения продолжительности жизни, уверены учёные из Австрии и США под руководством Сергея Щербова из Международного института прикладного системного анализа в Вене. Это позволило получить более точную картину изменения возрастной структуры населения всего мира и отдельных регионов.
Кроме того, учёные предлагают по-новому взглянуть на взросление человеческого населения Земли.
Они предлагают переосмыслить сами понятия старость, возраст и продолжительность жизни в свете неуклонного увеличения последней.
Такое переосмысление значительно меняет наши представления о будущем человеческого общества.
Обычные методики оценки старения базируются исключительно на хронологических данных. Согласно им, шестидесятилетний человек в 1900 году был так же стар, как шестидесятилетний в 2000-м, — просто потому, что каждый из них прожил одинаковое число лет. Однако ученые сомневаются в справедливости данного положения, так как наши современники в шестьдесят имеют существенно больше лет в запасе и ведут более активный образ жизни. Потому считать их такими же старыми, как это было 100 лет назад, нельзя.
По мнению австрийских учёных, при оценке возраста населения следует помнить, что старение нации в большей степени означает увеличение средней продолжительности жизни, а не увеличение количества старых людей по сравнению с молодыми.
За основу своей методики оценки возраста они взяли не фиксированные возрастные категории, как это было принято до сих пор, а остаточную продолжительность жизни, соответствующую определенному возрасту людей.
Для сравнения своих расчетов со стандартными ученые рассмотрели три основных «стандартных» показателя — долю людей, достигших возраста 60 лет, медианный возраст, которому соответствует одинаковое количество более старых и более молодых людей, и средний арифметический возраст популяции.
Эти три показателя предлагается заменить на следующие. Вместо доли людей, которым исполнилось 60, вводится параметр RLE 15 — процент тех, ожидаемый остаток жизни (remaining life expectancy, RLE) которых составляет 15 лет или менее. Вместо медианного возраста ученые применили параметр отнесённого (к 2000 году) медианного возраста (prospective median age, PMA) — это возраст человека в 2000 году, имеющего такую же остаточную продолжительность жизни, как у человека в медианном возрасте в рассматриваемом году.
Вместо среднего возраста учёные предлагают рассчитывать показатель «среднее число лет жизни, оставшихся текущему населению Земли» (population average remaining years of life, PARYL). Это средневзвешенное значение предполагаемой продолжительности оставшейся жизни для людей всех возрастов. В отличие от остальных характеристик, эта величина при старении населения снижается. Таким образом, авторы полагают, что более молодыми являются те популяции, у которых величина PARYL больше, то есть те, которым вне зависимости от возраста остается дольше жить.
Оценив перспективы увеличения продолжительности жизни, ученые пришли к выводу, что скорость взросления, скорее всего, увеличится в следующие несколько десятилетий, однако затем, примерно к середине текущего столетия, этот процесс затормозится. Этот вывод касается как стандартных показателей, так и новых индикаторов.
Однако в остальном поведение различных показателей резко отличается.
Применение такой методики сильно меняет предполагаемую структуру человеческого населения Земли.
Так, обычный метод расчета показывает, что доля людей, возраст которых перевалил за 60, в будущем резко поднимется — с 10% в 2000 году до 22% в середине столетия, составив к его окончанию 32%. Однако параметр RLE 15, показывающий процент людей с остатком продолжительности не более 15 лет, растет существенно медленнее. Так, он поднимется к 2050 году до 12% с 7,5% в начале века, а к концу его достигает значения лишь в 16%.
Аналогичным образом разнятся поведение медианного возраста и его аналога, меняющегося вместе с населением планеты. Если медианный возраст человечества с 2000-го по 2100 год увеличится почти вдвое — с 27 лет до 46, то PMA показывает существенно более скромный рост — лишь до 33 лет. Показатели 2050 года — 41 и 31 год, соответственно.
Аналогично меняются и средний возраст, и сопряжённый с ним параметр — среднее число оставшихся лет жизни. Средний возраст современного землянина составляет чуть меньше 30 лет, и жить ему остаётся около 44 лет. К 2050 году средний возраст составит 38 лет, но жить среднему человеку останется лишь 41 год. Столько же лет будет отведено среднему жителю планеты и в 2100 году, правда, проживёт он к этому моменту уже около 45 лет.
Самым старым регионом — по обеим методикам — останется Япония и страны тихоокеанского региона. К концу века медианный возраст здесь превысит 60 лет.
Если бы у японцев была российская пенсионная система, то пенсионеров здесь к 2100 году было бы больше, чем всех работающих, школьников и дошкольников вместе взятых. Из этих пенсионеров половине будет за 80, а жить люди будут в среднем 100 лет.
Примерно такая же ситуация и в Европе — как Западной, так и Восточной, средний возраст населения которых к 2100 году составит 52–53 года. На западе субконтинента люди будут доживать в среднем до 97 лет, на востоке — до 93.
В европейской части бывшего СССР — наиболее близко соответствующего России региона из числа рассмотренных австрийскими учёными — ситуация чуть хуже.
Здесь к 2050 году средний возраст составит 49 лет, и это значение существенно не изменится до конца века. А вот средняя продолжительность жизни возрастёт — с чуть более 70 лет сейчас до 84 к середине XXI века и 90 в конце. Уже к 2040 году здесь почти со 100-процентной вероятностью пенсионеров (шестидесятилетних и старше) будет более трети, а к концу века эта величина достигнет 40%. Кроме того, учёные предсказывают более чем двукратное сокращение численности населения этого региона.
В России указанные показатели ниже, чем в среднем по европейской части бывшего СССР, особенно это касается средней продолжительности жизни мужчин, однако отдельно для нашей страны Щербов и его коллеги расчёты не проводили.
По расчётам учёных, общемировое ускорение старения населения к 2020–2030-м годам сменится замедлением этого процесса. Несмотря на то что средний возраст наций будет увеличиваться, скорость этого процесса, достигнув максимума примерно в 2035 году, будет снижаться. Эти данные получены как при помощи стандартных методик, так и с применением методик, основывающихся на остаточной продолжительности жизни.
Таким образом, человеческая цивилизация и в особенности страны с низкой рождаемостью в грядущем столетии столкнутся с резким ускорением процессов старения и последующим его замедлением при достаточно высокой скорости увеличения возраста людей. Это потребует от ряда государств перестройки социальной политики и реорганизации экономической инфраструктуры. Исследования, подобные представленному австрийскими учёными, должны помочь им в этих реформах.
Более подробно с результатами работы можно вскоре будет ознакомиться в журнале Nature.