Российские гей-активисты во вторник отправили в Минздравсоцразвития России письмо, в котором вновь потребовали исключить из перечня абсолютных противопоказаний к донорству крови лиц гомосексуальной ориентации, сообщает «Интерфакс». «Мы будем до конца добиваться отмены запретов в отношении донорства крови гомосексуалами, и если подобные решения не будут приняты министерством, то мы готовы оспорить действующие правила в судебных органах», — заявил один из активистов, организатор гей-парада в Москве Николай Алексеев.
В настоящее время, согласно приказу Минздрава от 14 сентября 2001 года о медицинском обследовании доноров крови, в их число не могут входить «лица, относящиеся к группе риска (гомосексуалисты, наркоманы, проститутки)». Год назад российские гей-активисты объявили такой запрет «дискриминационным и губительным не только для самих гомосексуалов», но и для всех нуждающихся в медицинской помощи и потребовали от министерства пересмотреть указанный приказ.
Генпрокуратура в ответном письме гей-активистам от 14 июня 2006 года указала, что закон о донорстве «не содержит норм», ограничивающих право представителей секс-меньшинств быть донорами. Также в ответе указывалось, что, по сообщению Минздрава, «им готовятся и в ближайшее время в установленном порядке будут внесены необходимые изменения» в обжалуемый приказ. Однако, по словам Алексеева, Минздравсоцразвития до сих пор не приняло никаких мер для внесения изменений в действующие правила.
Следует отметить, что в ряде европейских стран действуют подобные ограничения. Геи не могут стать донорами в Великобритании и Франции. Отменить запрет их не смогла убедить даже Еврокомиссия, в которую направили соответствующий запрос депутаты Европарламента.
В своем ответе комиссия подчеркнула, что она «осведомлена о том, что многие страны-члены ЕС применяют национальные правила предосторожности, сохраняя отвод от донорства мужчин, занимающихся сексом с мужчинами, что делается на основе национального эпидемиологического положения, которое показывает более высокий уровень ВИЧ» среди геев.
Однако в этих странах эпидемиологическая картина СПИД гораздо яснее, чем в России. «Газета.Ru» попробовала разобраться в ситуации с проблемой защиты донорской крови от заражения в нашей стране.
Аргументация Минздрава сводится к тому, что гомосексуалисты традиционно входят в группу риска в отношении ВИЧ-инфекции. Но уже здесь Минздрав показывает, что он сам не в силах исполнять свои же распоряжения.
Дело в том, что по идее донорская кровь должна проходить проверку на антитела к ВИЧ и другим заболеваниям. Однако между заражением донора СПИДом и появлением антител в крови человека существует промежуток, равный нескольким месяцам.
Таким образом, просто контроль крови при заборе неэффективен. И в 2001 году Минздрав принял документ, согласно которому вся донорская кровь должна проходить карантин, по истечению которого донор снова подвергается анализу крови на ряд заболеваний, и только после этого препарат крови можно использовать.
Однако, как сообщили «Газете.Ru» на условиях анонимности сотрудники, работающие в области переливания крови, такой карантин соблюдается далеко не всегда, и запрет для групп риска действительно может снизить риск случаев заражения донорской кровью.
Отдельным вопросом стоит ситуация с группами риска: влияют ли они сейчас на ситуацию с распространением ВИЧ в стране.
Действительно, статистика показывает, что риск заразиться СПИДом при однократном незащищенном половом контакте для гомосексуалиста как правило выше. Если говорить о половом контакте, то для единичного анального контакта — главного способа половых контактов для геев — риск заразиться составляет 0,8–3,2%, что во много (16–20) раз выше, чем для единичного вагинального контакта (риск заражения составляет 0,05–0,15%).
Однако, как сказали в региональной общественной организации «Сообщество людей, живущих с ВИЧ», сейчас ситуация с эпидемией СПИД в России весьма запутана. К сожалению, пока никто не может разобраться в том, на какой стадии у нас находится эпидемия — на концентрированной (то есть замкнутой на группы риска) или на генерализованной. Да и оценить в России процент передачи вируса через гомосексуальные половые контакты очень сложно. У нас в стране отсутствует какая-либо статистика по этому вопросу: не смог ее привести и организатор гей-парада Николай Алексеев. Как сказал он корреспонденту «Газеты.Ru», у нас мало кто способен признаться в том, что он гей.
Собственно говоря, поэтому и само распоряжение Минздрава, вокруг которого весь сыр-бор, просто не работает. И гораздо более эффективным способом борьбы со СПИДом могла бы стать реальная организация карантина донорской крови в России.