Российский офтальмологи разработали первый в мире полный комплекс мер, позволяющий спасать зрение недоношенным детям. Накануне Калужский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» представил методы диагностики и лечения журналистам, в том числе и корреспонденту «Газеты.Ru».
По словам главного офтальмолога Калужской области, директора калужского филиала МНТК Александра Терещенко, ежегодно в России почти 10% детей рождаются недоношенными (более 125 тысяч). Из них более 20% страдают врожденным заболеванием глаз — ретинопатией. Если быть более точным, по региону — 21%.
Как говорит офтальмохирург, основная проблема состояла в том, чтобы выявить заболевание уже в первый месяц жизни ребенка, потому что потом будет поздно.
Разработанная в Калуге методика позволяет не только точно диагностировать ретинопатию по объективным признакам (толщина сосудов, угол между ними), но и предсказывать её развитие: ведь в значительном количестве случаев на первой-второй стадии заболевания не требуется даже медикаментозная терапия, организм сам справляется с дефектом и наблюдается регресс. Однако в остальных случаях заболевание развивается стремительно. И если не провести специальную лазерную операцию позднее 6–8 недель жизни, ребенок может ослепнуть.
Главная проблема в диагностике заболевания — это необходимость использования особого оборудования, ретинальной камеры, которая позволяет делать снимки глазного дна и анализировать их. Также диагностика требует хорошего анестезиолога. По словам Терещенко, без анестезии очень сложно провести качественное обследование.
Сейчас ученые МНТК приступили к работам, посвященным разработке более простого метода диагностики. Уже сейчас есть данные, что по иммунному ответу организма можно точно диагностировать заболевание.
Врачи продемонстрировали и диагностику, и терапию корреспондентам. Весь процесс обследования, лечения и послеоперационной диагностики 6-недельной Анастасии Соболевой (недоношенность 8 недель, вес 1700 граммов) занял не более полутора часов. Проводившая диагностику (в качестве наркоза применялась закись азота) врач Ирина Трифаненкова диагностировала третью стадию ретинопатии. Затем хирург Павел Володин провел операцию. Суть операции заключается в том, что в область поражения сетчатки направляются короткие (десятки миллисекунд) импульсы аргонового лазера, которые вызывают коагуляцию. За 15–20 минут операции врач производит несколько сотен импульсов (в продемонстрированной операции — 700), коагуляция сетчатки прекращает рост сосудов в стекловидное тело.
Как рассказали «Газете.Ru» Павел Володин и замдиректора по научной работе Юрий Белый, при таких операциях используются как аргоновый, так и диодный лазер. Со времени начала работы по заболеванию они провели около полусотни таких операций, и почти во всех случаях (в 48 из 50) удалось остановить ретинопатию, в двух случаях потребовалось прямое хирургическое вмешательство.
Однако главная проблема именно в организации совместной работы трех медицинских направлений — акушерства, неонатологии и офтальмологии.
По словам Терещенко, в Калуге уже удалось выстроить всю цепочку: еженедельный мониторинг недоношенных детей в реанимационных отделениях, полное обследовании детей из группы риска и своевременная терапия. Однако даже в тех других регионах, в которых специалисты из Калуги уже проводят ежемесячный мониторинг, дела обстоят гораздо хуже: например, из 91 выявленного ребенка с ретинопатией первой и второй ступеней и преретинопатией (зачаточной стадией заболевания) до Калуги довезли лишь шестерых детей (при этом платить за операцию и диагностику не нужно).
Как говорит врач, «они все равно приезжают к нам потом — когда понимают, что ребенок совсем ослеп, но помочь мы им уже не можем».