Испанские врачи провели операцию, которая может сделать революцию в современной медицине, сообщает Guardian.
67-летнего пациента одновременно избавили от жира и помогли ему решить проблемы с сердцем. Мужчине, страдающему осложнениями после ангины и повреждений коронарных артерий, сначала сделали липосакцию (хирургическое удаление жира), а после из удаленной жировой ткани выделили стволовые и камбиальные (регенеративные) клетки, препарат которых кардиохирурги ввели в сердце больного. Как полагают врачи, из этих клеток со временем разовьются участки сердечной мышечной ткани и коронарные сосуды.
«Эта операция — веха в медицине», — говорит Франсиско Фернандес-Авилес, главный кардиолог больницы Грегорио Мараньон, в которой накануне и прошёл медицинский эксперимент. «Пациент себя чувствует очень хорошо».
Действительно, если созданная в Испании технология работает, то она может стать прорывом в использовании стволовых клеток. И дело здесь совсем не в самом принципе использования этих клеток для кардиотерапии, а в их источнике.
Сами стволовые клетки для имплантации применяются во многих странах. В частности, кардиологи используют их в России: Росздравнадзор даже принял у одной биотехнологической компании документы на государственную регистрацию технологии «лечения сердечно-сосудистых заболеваний с применением клеточной трансплантологии».
Однако в нашей технологии, как и во всем мире, стволовые клетки имеют другое происхождение. Российские специалисты используют клетки, извлечённые при помощи специальной операции из костного мозга. Кроме того, стволовые клетки получают из человеческих эмбрионов или яйцеклеток. Также в последнее время стал популярен метод их выделения из пуповинной крови. Однако, по мнению Фернеандеса-Авилеса, все эти «исходники» хуже. Эмбриональные клетки создают морально-этические проблемы, и работы с ними запрещены во многих странах. Донорские клетки из костного мозга могут создавать проблемы с совместимостью. Кроме того, по мнению испанцев, клетки костного мозга необходимо подготавливать — выращивать в течение трех недель, а жировые клетки идут в дело сразу. Что может сыграть решающую роль в жизни пациента.
По данным российских ученых, аргумент насчёт трёх недель довольно слабый. Всё равно положительный эффект наблюдается только через полгода после внедрения стволовых клеток в организм.
Пуповинные же (амнионические) стволовые клетки возможно стопроцентно использовать только в случае, если это собственные клетки пациента, взятые при его рождении. Собственно, именно такие стволовые клетки в первую очередь являются объектами рынка стволовых клеток: после открытия в 1992-м году первого банка пуповинной крови в США, в мире работает более ста таких банков, в том числе и один российский. Этот рынок достаточно емкий, хотя в России вряд ли ожидается его рост: стоимость услуги по выделению и замораживанию стволовых клеток — около $1500. Для сравнения, в США стоимость контракта составляет $1000, а емкость рынка оценивается до $100 млн.
Следует отметить, что именно амнионические стволовые клетки до сих пор считались наиболее перспективными с точки зрения протезирования. Именно из них швейцарские ученые смогли вырастить сердечные клапаны. И теперь при необходимости можно имплантировать их ребенку с врожденным пороком сердца.
Однако число детей, чьи стволовые клетки из пуповинной крови сохраняются при рождении, всё-таки невелико. А жир есть практически у всех людей. Поэтому испанский эксперимент может оказаться серьезнейшим прорывом в трансплантологии. Если технологию выделения стволовых клеток из жировых удастся отработать, то каждый человек сможет стать для себя донором стволовых клеток, даже если его родители не успели об этом позаботиться.