Международная группа по исследованию расстройств пищевого поведения из Университета Торонто утверждает, что вопреки сложившемуся мнению анорексию вызывают вовсе не семейные проблемы, как считалось раньше. Теория «чувства вины», объяснявшая происхождение не только анорексии, но и астмы, диабета и даже раковых заболеваний, может стать ошибочной.
Анорексия — очень серьезная и потенциально смертельная болезнь — со смертностью выше десяти процентов.
Она характеризуется постоянными попытками похудеть, доходящими до истощения, и навязчивым опасением набрать вес. Анорексия обычно начинается в юности, но ее последствия сказываются на протяжении всей жизни, и у женщин в девять раз чаще, чем у мужчин.
По предварительному результату масштабного исследования, опубликованному на сайте университета,
наличие генетического компонента в факторах, влияющих на анорексию, несомненно.
Как считают канадские ученые, недавнее заявление супермодели Гизель Бюндхен, что отсутствие лояльности в семье может провоцировать анорексию, укрепляет неправильные представления о развитии этого заболевания и может навесить на больных настоящее клеймо. Нет достоверного научного подтверждения, что дело обстоит именно так, как считает Бюндхен. Фактически исследователи склоняются к мнению, что анорексия гораздо более сложное явление, чем просто желание быть стройным, чтобы достичь некоторого общепринятого идеала.
Некоторые данные указывают на то, что анорексия имеет сложный генетический компонент, который и может являться первопричиной этой болезни.
«Мнение дилетантов типа Бюндхен наносит значительный вред. Созданное таким образом клеймо может препятствовать выявлению больных и окончательно отбить у них желание обращаться за помощью. И это очень сильно травмирует родителей, которые отчаянно борются за выздоровление их детей», — утверждают Аллан С. Каплан, доктор медицины, и Лоретта Энн Роджерс Чэйр из группы изучения расстройств пищевого поведения в Университете Торонто.
Кроме того, подобные утверждения дезинформируют страховые компании, которые не станут платить за лечение этого вполне соматического недуга, если будут считать, что его первичная причина — семейные проблемы, и такие случаи уже известны.
По сообщению сайта университета, команда доктора Каплана установила наличие генетического компонента и сейчас работает над выяснением, какие именно гены вносят свой вклад в развитие анорексии. При поддержке Национального института умственного здоровья в десяти различных регионах мира они занимаются исследованием семей, в истории которых встречались случаи анорексии.
«Нередко речь идет о настойчивом давлении социума, заставляющем молодых людей худеть и в конце концов приобретать расстройства пищевого поведения. Множество людей в западной культуре весьма увлечены контролем веса и диетами. Но только половина процента всех женщин заболевают анорексией, и это показывает, что социального аспекта явно недостаточно, чтобы вызвать данное заболевание, — говорит Уолтер Х. Кэй, профессор психиатрии из Школы медицины Питсбургского университета (University of Pittsburgh School of Medicine). — Наше исследование выявило, что гены, кажется, играют существенную роль в предрасположенности к развитию нарушений пищевого поведения. Однако давление социума также нельзя отрицать, оно может быть экологическим спусковым механизмом, провоцирующим развитие генетического заболевания у человека. Ни в коем случае нельзя обвинять семьи в том, что у их родственника развилась анорексия. На самом деле они очень страдают и нередко разрушаются из-за этой болезни».
Среди факторов, вызывающих заболевание, есть и психические составляющие.
Такие индивидуальные черты, как перфекционизм, страхи и навязчивые состояния часто отмечаются в детстве у больных анорексией и вносят свой вклад в развитие этого опасного заболевания.
«Мы должны найти все факторы, которые влияют на появление расстройств пищевого поведения, и генетические, и экологические, а также способы воздействия на них, чтобы не допустить их развития», — утверждают коллеги авторов исследования Синтия Булик, Уильям и Джин Джордан из Университета Северной Каролины (University of North Carolina) в Чепел-Хилл.
Исследование того, как взаимодействуют гены и среда, увеличивая риск возникновения пищевых расстройств, потребует взаимодействия профессионалов в области пищевого поведения, СМИ, моды и индустрии развлечений. Только сотрудничая, специалисты смогут решить проблему анорексии.
«Анорексия имеет самый высокий показатель смертности среди душевных болезней», — говорит Линн Греф, сотрудник Национальной ассоциации оп исследованию расстройств пищевого поведения (National Eating Disorders Association). Полученные первые научные результаты, указывающие на явный генетический компонент анорексии, являются очень значимыми и очень важными для многих семей. Они разрушают устойчивые и раздутые СМИ мифы и подчеркивают потребность в большем количестве исследований, которые помогут следующему поколению жить без анорексии.