Техасские ученые раскрыли секрет скрипок Стардивари и Гварнери. Как заявил профессор Джозеф Нагуари из Университета Техаса, «наши исследования неоспоримо свидетельствуют, что древесина, использовавшаяся великими мастерами, подвергалась агрессивной химической обработке. Ключевым фактором в процессе получения уникального звучания стало использование окислителей. Скорее всего, мастера и не подозревали о таком эффекте химической обработки, они применяли её с целью уберечь свои творения от древесных червей. А операция, которая позволила огородить музыкальные инструменты от атак паразитов, привела к бесподобному звучанию», — утверждает Нагуари.
Исследователи изучили несколько скрипок и виолончелей, созданных мастерами Страдивари и Гварнери в промежутке между 1717-м и 1741-м. Инструменты подверглись спектральному анализу, который позволяет провести количественный и качественный анализ состава и строения вещества по спектрам излучения, поглощения или отражения. Данный вид диагностики отличается высокой чувствительностью и часто применяется в химии.
Обследование выявило два компонента, которые и стали причиной уникального звучания. Химическому анализу подвергся лак, которым обрабатывались инструменты, а также наполнитель, заполнявший внутренние пустоты скрипок и виолончелей.
«Свои исследования я начал в 70-х годах XX века. Еще тогда я выступал с предположением, что залогом чудесного звучания служат химические вещества, а никак не дерево. Ранее считалось, что данный эффект достигался благодаря уникальной технике, которую мастера применяли в ходе изготовления корпуса. Страдивари и Гварнери изготавливали свои инструменты из цельного куска дерева», — отмечает профессор Нагуари.
Во времена Страдивари и Гварнери связь между скрипичными мастерами практически отсутствовала, другие производители музыкальных инструментов просто не могли узнать о составе, которым два мастера обрабатывали свои произведения. Если бы другие мастера прознали о чудесном составе, помогающем, по мнению Страдивари и Гварнери, только от древесных паразитов, история струнно-смычковых инструментов развивалась бы совершенно в другом ключе. Уникальные инструменты, цены на которые сейчас составляют миллионы, возможно, стали бы общедоступными.