После ампутации конечностей пациентов часто мучают фантомные боли, которые, порой, не проходят годами. Британские ученые решили эту проблему при помощи виртуальной реальности, сообщает сайт Манчестерского университета.
Специалисты из университетских Школы компьютерных наук и Школы психологических наук установили: если больной, у которого, скажем, ампутирована левая рука, сможет управлять ею в виртуальной реальности, используя для этого усилия уцелевшей конечности, то фантомные боли исчезнут.
В системе — шлем виртуальной реальности и датчики, устанавливаемые на здоровую конечность.
На данный момент схема опробована на пяти пациентах, в том числе и на том, кто страдал от фантомных болей в течение 40 лет. Все они почувствовали облегчение. «Один пациентка все время ощущала, что пальцы в ее ампутированной руке «склеивались» в ладони. Это было очень болезненно. Однако после того, как пациентка сумела «увидеть» и «почувствовать» шевеление ампутированных пальцев, боль начала отступать», — говорит руководитель исследований доктор Крэйг Мюррей из Школы психологических наук.
По мнению ученых, их система проста и сможет помочь избавиться от мучающих многих ампутантов многолетних болей.
Другим путем пошли американцы. Они сумели создать протез руки, управляемый уцелевшими нервными окончаниями. Первый образец имплантирован девушке Клаудии Митчелл.
«Я могу согнуть руку в локте, поднять и опустить ее, сжать и раскрыть ладонь», — говорит американка.
Имплантация протеза, проведенная в Институте реабилитации Чикаго, заняла пять часов.
Для управления протезом используются сохранившиеся в плече остатки нервных волокон, управлявших когда-то рукой.
Электрические импульсы, приходящие на них, обрабатываются компьютером и преобразуются в команды для сервомоторов, и движения протеза столь точны, что девушка теперь может даже почистить банан.
Справедливости ради следует отметить, что на самом деле подобный протез является не первым, а вторым. Четыре года назад прототип нынешнего протеза имплантировали американцу Джесси Салливану, но предыдущая модель оказалась далеко не столь совершенной.