Очертания тела и фигуры зависят от времени года. Сезонные изменения заставляют жировые отложения мигрировать по нашему телу, меняя фигуру тем или иным образом. Удивительную закономерность обнаружили канадские ученые, чье исследование вскоре появится в журнале Psychoneuroendocrinology.
Как определили исследователи, подобные сезонные колебания связаны с меняющимся количеством мужского полового гормона тестостерона в крови. Уровень часто ассоциирующегося с агрессивностью и объемом мышечной массы гормона колеблется от сезона к сезону, как у мужчин, так и у женщин. А самые очевидные изменения фигуры происходят в районе талии и бедер.
Когда уровень тестостерона повышается, женские формы становятся менее соблазнительными, поскольку жир перемещается к талии. У мужчин, напротив, жировые отложения в брюшной области увеличиваются при снижении тестостерона. В ходе исследования ученые пронаблюдали сезонные колебания уровня тестостерона в слюне 220 женщин и 127 мужчин. Они также измеряли объем талии и бедер женщин, принявших участие в исследовании, в разное время года.
По словам руководителя исследования Сари ван Андерса — соискателя докторской степени в области нейроэндокринологии в канадском университете Симона Фрейзера, тестостерон в течение года проявляет себя примерно одинаково у мужчин и женщин, что приводит, однако, к разным последствиям.
Весной он одновременно заставляет мужчин выглядеть более мужественно, а их подруг более женственно
Так называемый показатель талия--бедра (WHR, waist-to-hip ratio) у женщин наиболее велик в период падения количества тестостерона. В этот же период и повышаются коэффициенты отложений брюшного жира. Кроме того, высокий уровень тестостерона у женщин бывает летом, а у мужчин меньше всего тестостерона отмечается весной.
Наблюдения заставляют предположить, что, хотя общая масса жировых отложений у человека не меняется со временем, их вид и локализация подвержены изменениям и зависят от времени года, причем уменьшение уровня тестостерона у женщин приводит к смещению подкожных жировых отложений к животу — в центральную область талии.
Женщины, таким образом, отличаются особенно пышными, рубенсовскими фигурами зимой и весной. Представители же сильного пола смотрятся наиболее мужественно по весне, когда объем их талии и бедер выравнивается относительно друг друга и мужчина лишается зимней женоподобности.
«В ряде предыдущих исследований выяснилось, что западные мужчины находят более привлекательными женщин с низкими показателями WHR, — рассказывает ван Андерс, — хотя сами мы это утверждение не проверяли». Кроме того, более низкие цифры в измерении WHR устойчиво ассоциируются с хорошим здоровьем женщины, в том числе репродуктивным. То есть снижение тестостерона делает женщину привлекательнее.
Исследователи пока не знают, происходят ли подобные изменения в восприятии на сознательном или подсознательном уровне, так как они случаются постепенно и не проявляют себя каким-то ярким и особенным образом. Ряд экспертов, например Рэнди Нельсон, профессор психологии и нейронаук в Государственном университете штата Огайо, специалист по влиянию времен года на поведение людей и животных, оценивают канадское открытие как важное и интересное.
По данным Нельсона, прежде уже неоднократно отмечались сезонные изменения в экспрессии гормонов, а около шести лет назад аспирант Нельсона даже обнаружил колебания познавательной активности людей, связанные со сменой времен года.
Как считает ван Андерс, почему случаются такие перепады, сказать пока невозможно. Они могут являться побочным продуктом деятельности тестостерона и не сводиться к показателю WHR, а иметь первопричиной такой сложный набор факторов, как здоровье, иммунитет, фертильность и поведение.
Двумя месяцами ранее совместное американо-германское исследование показало, что параметры фигуры и распределение подкожного жира по разным частям тела предопределены намного сильнее, чем считалось прежде, и ген пивного живота вполне может передаваться по наследству. А в январе группа ученых из Университета Висконсина объявила об открытии уже третьего вируса, вызывающего ожирение, природа которого остается пока не вполне распознанной.