Биологи Оксфордского университета детально исследовали редкую и малоизученную репродуктивную тактику, которую практикуют самки барсуков, и назвали ее «супербеременность» (superfetation). По их мнению, супербеременность — находка для любой женщины прежде всего потому, что делает возможной полигамию — многомужие. Отчет об исследовании опубликован в мартовском номере «Ежеквартального вестника биологии», выпускаемого издательством Чикагского университета.
Науке давно известно, что беременность европейского барсука Meles meles развивается самым необычным образом. Оплодотворенная в январе--марте яйцеклетка временно прекращает развитие и вступает в так называемый латентный период на 9-10 месяцев, до декабря--января следующего года.
Поэтому, хотя непосредственно развитие зародыша продолжается около 35 суток, в целом беременность у барсуков занимает около 11 месяцев (340-357 дней).
Все это время, как сообщают английские биологи, самка сохраняет сексуальную активность. Более того, как выяснили ученые, она даже способна зачать повторно от других партнеров. Пики спаривания случаются дважды в год и падают на конец зимы — начало весны и рубеж лета и осени. Возможно, именно комбинация супербеременности, диапаузы и круглогодичной доступности самок объясняет некоторые странности и противоречия в репродуктивных повадках барсуков-самцов. Кстати, барсучихи становятся половозрелыми на год раньше, чем самцы, в двухлетнем возрасте.
Латентный период, или диапауза беременности, —
период замедленного развития зародыша на стадии бластоцисты. Яйцо на стадии поздней бластулы несколько месяцев находится в матке, не прикрепляясь к ее слизистой оболочке. Эмбриональную диапаузу можно пронаблюдать у коловраток, низших ракообразных, саранчовых, тутового шелкопряда, а также у ряда млекопитающих. Прежде всего — у грызунов и хищных видов вроде соболя, куницы, горностая. Оплодотворение у них происходит в летне-осенний период, а ускоренное развитие яйца начинается лишь в конце зимы.Термин eutherian в западной научной литературе употребляют как для обозначения плацентарных млекопитающих вообще, так и хищников в частности.Численность видов, специализирующихся на питании мелкими грызунами, подвержена значительным колебаниям. Поэтому им пришлось выработать ряд особенностей размножения. Например, они способны приносить различное число детенышей — от 2–3 до 15–16 в зависимости от запасов пищи. У некоторых таких видов часть зародышей резорбируется — «испаряется», если неблагоприятные условия затягиваются. Кроме того, у многих куньих, в отличие от большинства млекопитающих, нет четкого брачного сезона и спаривание и роды могут происходить в любое время года.
Авторы работы о размножении барсуков утверждают, что их работа имеет непосредственное отношение к людям. Естественный отбор и выбор полового партнера влияют на жизнь мужчин и женщин в равной степени, говорят Нобуюки Ямагучи, Ханна Дагдэйл и Дэвид Макдональд из Общества охраны дикой природы при Оксфорде. А биологи все время забывают об этом, и напрасно. Традиционно основной движущей силой эволюции почему-то считается лишь то, что мужчины находятся в постоянном поиске партнерши получше. Между тем обратный процесс также имеет место. И «дискретная» тактика спаривания у барсуков, как полагают оксфордские ученые, может служить для маскировки и сглаживания острых углов в репродуктивном конфликте между полами.
Возможно, людям есть чему поучиться у них как в биологическом, так и в социальном аспектах, полагают биологи.
В августе 2005 года английский доктор биологии Дэвид Диксон уже поразил общественность, опубликовав данные своих наблюдений за колониями барсуков близ Плимута в журнале BBC Wildlife. Оказалось, что в среднем половой акт барсуков продолжается 90 минут. А барсучихи предпочитают заниматься любовью в темноте. Поэтому успешно размножаться им удается только в новолуние. В первую и в последнюю фазу луны самки барсуков проявляли «терпимость или безразличие» к домогательствам самцов, в то время как при полной луне или ярком дневном свете становились откровенно враждебными. Исключение составили короткие спаривания, продолжавшиеся не больше минуты. Их назначение, вероятно, больше связано с утверждением господства в отношениях, чем с воспроизводством потомства.