Далеко не все продавцы сейчас готовы к изменившимся реалиям. Однако передовые компании по всему миру осваивают новый сегмент рынка. В России можно отметить Сбербанк и запущенный им в 2019 году маркетплейс Сберавто. Хотя агрегатор не первый в России, который предоставляет услуги такого типа, он предлагает набор индивидуальных услуг, выгодно выделяющих его на фоне конкурентов.
Каждый пользователь Сберавто получает в чате приложения личного помощника, который выясняет конкретный запрос покупателя, консультирует его по выбору авто, занимается организацией оформления сделки и доставки машины по нужному адресу. Если речь идет о подержанном автомобиле, то Сберавто вызывает независимого эксперта, который выезжает и делает осмотр. Личный помощник также занимается оформлением документов и страховки.
Хотя карантин способствует переходу в цифровое пространство, этот переход не будет окончательным за столь короткое время. Вероятнее всего покупатели не откажутся от «живого» выбора автомобиля. Покупка машины — это слишком серьезный шаг, клиентский опыт не может изменится так радикально за какие-то три месяца. Однако такие опции как аренда автомобиля могут стать более востребованными для оформления онлайн — психологически прощу взять машину в аренду, не видя ее вживую, чем купить.
Тренды указывают на снижение роли автодилеров в качестве продавцов новых машин. В Европе роль автодилера, особенно в сегменте грузового автотранспорта, уже сейчас сводится к техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, проданных производителями конечному потребителю через маркетплейсы и финансовые организации.
К такому же устройству движется и рынок легковых автомобилей. С изменениями мирового рынка начинает преображаться и российский. Вероятно в ближайшее время мы увидим принципиально новый тип взаимодействия между продавцом и покупателем автомобилей: шоурумы вместо классических огромных дилерских центров, осмотр автомобилей с помощью технологий виртуальной реальности, доставка машин прямо к дому и другие опции.
По словам Олега Голубцова, главного исполнительного директора по индустрии Classified Сбербанка, «До самоизоляции многое работало и воспринималось по-другому. Онлайн-покупка и доставка автомобиля казались экзотикой из будущего. Когда мы говорили о запуске нашего сервиса Сберавто, то многие люди не верили, что это может работать. Но спрос превзошел наши ожидания. Автомобили продаются онлайн в чате и доставляются клиентам домой. После завершения самоизоляции, скорее всего, паттерны поведения покупателей будут смещены в онлайн-сферу. Уверен, что наш сервис кардинально изменит клиентский опыт в сфере покупки и продажи авто».
Подробнее о том, как устроен автомобильный онлайн-рынок читайте на новом портале для большого бизнеса СБЕР Про.