По прогнозу аналитиков OC&C, через два года в США с помощью голосовых помощников будет совершаться до шести процентов всех онлайн-покупок. Поисковая оптимизация сайтов до сих пор ориентирована в основном на письменные интернет-запросы, хотя почти треть всех пользователей интернета прибегают к голосовому поиску на смартфонах.
Письменные запросы короче — это, как правило, набор ключевых слов. Устные запросы длиннее — чаще это полноценные вопросы. При поисковой оптимизации сайтов бренды уже сейчас ориентируются на такие вопросы и естественные разговорные конструкции. И если раньше компании было достаточно оказаться на первой странице поисковой выдачи — пользователь хотя бы бегло просматривал предложенные варианты, — то теперь недостаточно даже быть на втором или третьем месте. Голосовой ассистент озвучивает первый результат, и если он не подходит пользователю — меняет поисковый запрос.
Эксперты консалтинговой компании Oliver Wyman считают, что в более выгодной позиции окажутся крупные бренды, которые потребители привыкли ассоциировать с определенными товарными позициями, — голосовые помощники будут вынуждены предлагать их пользователям, потому что они эмоционально привязаны к ним.
Среди менее крупных игроков конкуренция за внимание голосового помощника усилится. Бренды будут искать новые сочетания преимуществ продукта и его цены, более узкие ниши и продвигать товары, которые голосовой помощник сможет комбинировать с другими категориями и предлагать разным группам пользователей. Вероятно, производителям придется полностью пересмотреть свои портфели брендов.
Многие компании уже начали сотрудничать с разработчиками голосовых помощников, создавая для них новые навыки. Сервис поиска вакансий hh.ru разработал новый навык для «Алисы» от «Яндекса»: подключил свою базу к алгоритмам «Яндекс.Диалогов», чтобы голосовой помощник мог подбирать вакансии и рассказывать о средних зарплатах. Существуют системы управления голосовым контентом, которые упрощают разработку навыков и адаптируют их к разным голосовым ассистентам.
Интернет-ретейлер Amazon работает с собственным голосовым помощником Alexa, а Walmart сотрудничает и с Google Assistant, и с Siri от Apple: пользователь может связать свои аккаунты и добавлять товары в корзину голосовой командой, а оплачивать привязанной банковской картой.
Креативный директор агентства BBDO Moscow Дмитрий Втулкин полагает, что голосовой интерфейс может увеличить объем онлайн-покупок за счет построения новых паттернов поведения. Например, пользователь может добавить голосом в корзину неожиданно пришедшие на ум товары буквально на ходу, используя носимые девайсы вроде смарт-часов, или надиктовать для покупки название любимых и привычных товаров, которые не надо разглядывать на сайте, или просто болтать с голосовым помощником, который в результате такого разговора сделает ему максимально персонифицированное предложение каких-либо товаров.
Mail.ru Group готовится к интеграции голосового помощника в свои проекты, чтобы в дальнейшем можно было голосом заказывать еду в Delivery Club или вызывать такси. Рассматривается интеграция «Маруси» с сервисами других компаний.
Несмотря на внушительные темпы роста голосовой торговли, пользователи по-прежнему не доверяют голосовым помощникам серьезные покупки, пока предпочитая недорогие товары, которые несложно выбрать и приобрести. Для покупки, скажем, бытовой техники и авиабилетов людям пока нужно визуальное подкрепление.
Из-за распространения коронавируса онлайн-шопинг стал практически единственным доступным способом приобретения товаров, а центром домашнего развлечения и обучения становятся умные колонки — они могут помочь пользователям чаще использовать разные голосовые сценарии взаимодействия с онлайн-сервисами.
Подробнее о нынешнем состоянии голосового шопинга и его перспективах читайте на новом портале для большого бизнеса «СберПро».