В украинском кризисе столкнулись стратегия президента России Владимира Путина и тактика Запада, пишет известный британский политик, бывший лидер либеральных демократов лорд Пэдди Эшдаун в своей статье для The Independent. Автор цитирует китайского философа Сунь-Цзы, согласно которому стратегия без тактики – самый долгий путь к победе, а тактика без стратегии – шум перед поражением.
Как утверждает Эшдаун, после распада Советского Союза Запад упустил «величайшую стратегическую возможность». Вместо того чтобы распахнуть двери для стратегического партнерства с Москвой, мы отправили туда молодых и неопытных людей из бизнес-школы Гарварда «приватизировать их промышленность» и «учить их западному способу ведения дел», отмечает политик. Результатом стала коррупция, «унижение» в ельцинский период и неловкая попытка расширить позиции НАТО и Европы прямо до российской границы, говорится в статье.
Теперь проблема с Россией заключается не в ее силе, а в ее слабости, пишет Эшдаун. Огромные доходы от энергетики не были инвестированы в модернизацию России: их либо растратили внутри страны, либо вывели за границу на покупку яхт и лондонской недвижимости олигархами, отмечается в материале. Сейчас российская экономика страдает от последствий падения цен на нефть и западных санкций, а численность населения снижается; кроме того, Россия столкнулась с рядом других проблем, обращает внимание политик. «Мы столкнулись с очень опасным кризисом», – отмечает он и добавляет, что частично в этом виноват сам Запад. С сильной и уверенной в себе Россией было бы проще иметь дело, добавляет Эшдаун.
По мнению эксперта, самым мощным рычагом воздействия Запада на Москву по-прежнему остаются экономические, а не военные меры. От санкций есть эффект, и именно путь экономических санкций должен быть первым направлением западной стратегии, пишет автор статьи. Второе направление – это политика, начатая канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом, по продвижению мирного урегулирования украинского кризиса, подчеркивает Эшдаун.
Означает ли это отсутствие прямого военного ответа: означает, если НАТО не столкнется с прямой угрозой, говорится в статье. Означает ли это отсутствие военной дипломатии: нет, поскольку военная помощь Украине со стороны Запада является правильной реакцией, отмечает автор заметки. Все эти действия необходимы, но недостаточны, так как у западных стран по-прежнему нет более широкой дипломатической стратегии, добавляет Эшдаун. Он заключает, что Запад должен найти баланс между жесткой позицией по Украине и предложением партнерства по борьбе против угрозы джихадизма.