Приговор Алексею Навальному по делу «Кировлеса» демонстрирует не силу президента России Владимира Путина, а слабость российской оппозиции, говорится в статье The Independent. «Не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть за этим судебным процессом политику», — пишет автор. По мнению обозревателя, если задать извечный вопрос «Кому это выгодно?», то очевидным ответом будет «Кремль».
При этом, полагает автор материала, чем более публичной фигурой становился Навальный и чем мощнее была его поддержка, тем больше эта поддержка начинала давать трещины. Как отмечает обозреватель, тщательные расследования в отношении коррумпированных чиновников, проводившиеся оппозиционером, сосуществовали с элементами «русского национализма», которые все сильнее отдаляли Навального от его либеральных сторонников.
В результате, подчеркивается в статье, Навальный выглядел все менее и менее убедительным в качестве лидера сбалансированной оппозиции.
Сила Путина всегда заключалась в его способности заручиться поддержкой российского среднего класса. Протесты декабря 2011 года показали новое поколение и новый класс, выражающий несогласие с состоянием национальной политики, однако таких людей по-прежнему недостаточно, чтобы создать организованную оппозицию, полагает автор материала.
По мнению обозревателя, даже если бы такое движение удалось создать, то Навальный, возможно, не тот человек, который должен его возглавить. Он является представителем «арочного» поколения, то есть рожден в СССР и сформировался в хаотичные 1990-е годы, и он больше принадлежит старой эре, чем началу новой, считает автор заметки.
Пока оппозиция не вырастет до такого состояния, когда ей можно будет позволить себе раскол, или пока не появится лидер, менее несовершенный, чем те, что есть сейчас, Путину бояться практически нечего, заключает обозреватель.
Deutsche Welle, в свою очередь, публикует статью с заголовком «Вердикт Навальному «обезглавил оппозицию». Как отмечает издание, приговор оппозиционеру вызвал критику в Германии.
«Для нас это очередное доказательство существования авторитарной политики в России, которая не допускает многообразия и плюрализма», — сказал, в частности, координатор германо-российского межобщественного сотрудничества в МИД ФРГ Андреас Шоккенхофф.
Представитель партии СДПГ в бундестаге Гернот Эрлер считает, в свою очередь, что это был «плохой день для России». Именно его слова об «обезглавливании» оппозиции издание вынесло в заголовок. Отвечая на вопрос, является ли Навальный политзаключенным, Эрлер сказал: «Не могу выразить это как-то иначе».
Наконец, Time считает, что тюремное заключение Навального может стать поворотной точкой в жизни России. Как напоминает издание, в одном из своих финальных перед арестом «твитов» оппозиционер призвал сторонников «не лениться». По мнению авторов заметки, просить такое у движения, которое за год растеряло темп и у которого теперь «украли» своего лидера, — это слишком много.
Тем не менее, говорится в статье, благодаря российской системе правосудия у оппозиционного движения появился мученик, вокруг которого можно сплотиться. «Кремль должен был это предугадать, и теперь ему придется столкнуться с ответным ударом», — заключает издание.