По своей логике, голосование 2 марта — главное событие в жизни страны. Не случайно об этом через билборды старательно напоминала агитация Центризбиркома.
По факту же ни для кого не секрет, что первый и единственный избиратель проголосовал еще 10 декабря и окончательно. Как известно, этим гражданином был Владимир Путин, а его выбором оказался петербургский юрист Дмитрий Медведев.
Медведев (Иванов, Нарышкин, Собянин и т. д.) мог бы победить и в честной борьбе просто потому, что не очень понятно, кто мог бы составить ему хоть сколько-нибудь серьезную конкуренцию. За годы зачисток на политическом поле у власти не осталось таких соперников, которые могли бы стать знаменем оппозиции. Как и самой серьезной оппозиции.
Но, даже имея одних ферзей против пешек, никакой чистой победы не получится. Главным сюрпризом выборов оказался неожиданно жесткий отбор кандидатов и фактический бойкот кампании со стороны международных наблюдателей.
В самом деле, кто еще хотя бы полгода назад мог представить, что, например, никому не известный Андрей Богданов каким-то чудом наберет два миллиона достоверных (по мнению ЦИКа) подписей, а готовившийся к этому забегу по меньшей мере два года экс-премьер Михаил Касьянов будет развернут тем же ЦИКом, как какой-нибудь случайный маргинал. Кто мог подумать, что кампанию Богданову с преемником составят только ветераны без шансов на победу — Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский.
Для них эти выборы вообще, скорее всего, последние. Лидер КПРФ уже точно наберет сильно меньше тех 30%, которые он получал в первом туре выборов 96-го года и в 2000 году. А это обострит разговоры о скорой отставке Зюганова и слиянии коммунистов с «эсерами». Да и Жириновский уже сильно не молод и далеко не столь задорен.
Неприезд большей части международных наблюдателей от Запада – главный скандал кампании. Да и те, кто приехал, легитимности не сильно помогут. Глава делегации ПАСЕ Андреас Гросс еще до голосования заявил, что выборы явно не справедливы, потому что преимущество одного из кандидатов огромно.
Но слова наблюдателей не смутят главу Центризбиркома Владимира Чурова. Будучи физиком по образованию, Чуров решился на довольно смелые научные открытия. Еще в середине февраля он рассказал журналистам, что главная интрига кампании – кто победит и что больше всех по телевизору показывают снятого с гонки Михаила Касьянова. Коммунисты зачем-то пытались доказать обратное и писали жалобы в ЦИК, что преимущество Медведева в эфире колоссальное. Но Чурова не обвинишь в отсутствии находчивости. Он объяснил, что по телевизору показывают совсем другого Медведева – первого вице-премьера, а Медведева-кандидата, наоборот, никто даже и не показывает. А если все равно что разные люди, никакого равенства кандидатов не нарушается.
В остальном кампания была откровенно скучной. Пока первый вице-премьер Медведев ездил в однотипные и довольно малосодержательные для политики поездки по регионам, остальные трое вяло дебатировали в телевизоре. Но дебаты показывали в семь утра, а Медведева — в прайм-тайм.