Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Борьба мироустройств

Сразу несколько идеологических групп вступили в схватку за влияние на кандидатов в президенты США

,
Кто бы ни занял кресло президента США в январе 2009 года, американская внешняя политика существенным образом изменится. Демократ Барак Обама обещает вернуть Америке моральное лидерство в мире, утерянное за годы правления Джорджа Буша. За влияние же на республиканца Джона Маккейна борются как прагматики старой школы, так и неоконсерваторы.

В первых числах августа на первый план предвыборной кампании в США вновь вышла международная повестка. После изложения кандидатами от Демократической и Республиканской партий своих позиции по вопросу об участии США в конфликтах в Афганистане и Ираке, считалось, что внешнеполитическая проблематика выборов исчерпана. В самом начале месяца Барак Обама и Джон Маккейн провели серию дебатов о проблемах американской экономики и энергетики, однако недавние события в Южной Осетии изменили ход дискуссии и в фокус внимания кандидатов вернулись российско-американские отношения.

На исходе предвыборной кампании политические симпатии американских избирателей во многом будут зависеть от того, насколько убедительно каждый из кандидатов представит свое видение будущей политики по отношению к России.

Идеи для своих внешнеполитических программ кандидаты черпают из рекомендаций в общей сложности около 500 советников. Однако число официальных, наиболее доверенных консультантов обоих штабов насчитывает до дюжины человек. Наряду с такими именитыми советниками, как бывший государственный секретарь Мадлен Олбрайт, которая поддерживает Обаму, или бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, участвующий в кампании в поддержку Маккейна, по практическим вопросам международных отношений кандидатов консультируют многие малоизвестные в России эксперты.

Команда Обамы
Примечательно, что потребность в рекомендациях опытных дипломатов и военных больше испытывает Барак Обама, имеющий незначительный опыт в области международных отношений. За его плечами лишь 3 года службы в сенатском комитете по внешней политике против 25 лет работы сенатора Маккейна в комитете по вооруженным силам.

Одним из первых о своей поддержке Обамы заявил влиятельный критик республиканской администрации, Джорджа Буша бывший советник президента Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Все последние годы Бжезинский неоднократно повторял: «нам нужно фундаментальное переосмысление того, как США ведут мировые дела». Он посчитал, что Обама будет достаточно восприимчив к его взглядам на природу американского лидерства в мире и поддержит идею «глобального геополитического наступления».

Выбирая летом 2007 года между Обамой и Хиллари Клинтон – тогдашними соперниками за выдвижение от Демократической партии – Бжезинский предпочел поддержать сенатора-афроамериканца, назвав программу Клинтон «классической» и «повторяющей идеи 8-летней давности».

Популярный среди американских демократов, Бжезинский в тот момент сделал значительный вклад в предвыборную кампанию сенатора от Иллинойса. Своим политическим авторитетом Бжезинский уравновешивал команду Клинтон, включавшую таких авторитетных экспертов как бывшего государственного секретаря Мадлен Олбрайт и бывшего постпреда США в ООН Ричарда Холбрука.

Впрочем, отечественные СМИ склонны преувеличивать влияние взглядов Бжезинского на внешнеполитические представления Барака Обамы. После снятия кандидатуры Клинтон, Бжезинский уступил место наиболее опытного советника будущего кандидата в президенты по внешней политике Мадлен Олбрайт.

Госпожа бывший государственный секретарь неоднократно указывала на то, что США потеряли моральный авторитет в мире, и что новый президент должен в первую очередь восстановить положительный образ Америки.

Олбрайт критиковала участие США в конфликте в Ираке как несправедливое, выступала против эскалации напряженности вокруг «ядерного досье» Ирана и против создания в Европе третьего позиционного района системы американской ПРО. В своих интервью она соглашалась с известным американским дипломатом Джорджем Кеннаном, который писал о неспособности США трансформировать другие страны путем прямого политического давления.

В этой связи Олбрайт посчитала правильным не вмешиваться во внутренние дела России, ведя независимую политику в области расширения НАТО и добиваясь ее сотрудничества только по ключевым
международным вопросам вроде нераспространения ядерного оружия и противодействия терроризму.

Сходным образом перспективы американо-российских отношений оценивал известный американский эксперт в этой сфере сын Збигнева Бжезинского, Марк, и поколенчески, и по взглядам гораздо более близкий к демократическому выдвиженцу, чем его отец. С лета 2007 года он также входил в предвыборный штаб Обамы и консультировал его на постоянной основе по широкому кругу практических вопросов двусторонних отношений России и США. Бжезинский-младший реалистично оценивал нынешний этап развития демократии в России и призывал не торопиться разрывать налаженные в последние годы политико-дипломатические контакты.

Таким образом, внешнеполитическая программа Барака Обамы в части, касающейся России, очевидно, станет формироваться при влиянии двух ключевых советников – Мадлен Олбрайт и Марка Бжезинского.

Представления другого известного сторонника Обамы политолога Фрэнсиса Фукуямы, автора знаменитой книги «Конец истории», проделали не менее примечательную эволюцию. В конце 1990-х – начале 2000-х он принадлежал к группе т.н. «неоконсерваторов», предложивших свое видение американской внешней политики, основанной на принципе «отрыва» мирового лидерства США. Однако после неудач иракской кампании в 2003-2004 годах, Фукуяма отошел от неконсерваторов. В 2006 году он опубликовал программную статью «После неоконсерватизма», в которой описал причины неуспеха республиканской внешней политики и предложил «кооперативную международную стратегию» для будущего президента США, который должен был, по его мысли, выстраивать политику исключительно на принципах консенсуса с союзными странами.

В мае 2008 года Фукуяма выказал свои симпатии Бараку Обаме, однако не вошел в число его ближайших советников. Тем не менее поддержка политолога сыграла важную роль в укреплении кандидатуры Обамы в соперничестве с Клинтон весной 2008 года.

В группу приближенных консультантов Обамы входят также несколько бывших сотрудников администрации Билла Клинтона: советник по национальной безопасности Энтони Лэйк, директор департамента по планированию политики Грегори Крэйг и заместитель государственного секретаря по делам Африки Сьюзан Райс.
Энтони Лэйк последовательно настаивал на активном вмешательстве США в кризис в суданской провинции Дарфур через солидарные действия в Совете Безопасности ООН. Он выступал против войны в Ираке, также активно критикует саму возможность проведения военной операции против Ирана, но одновременно поддерживает всемерное расширение блока НАТО на восток.

Грегори Крэйг известен своей критикой политики Джорджа Буша по отношению к Латинской Америке. По мнению Крэйга, последние восемь лет США уделяли континенту мало внимания, грубо влияя на исход выборов в различных странах и предпочитая устанавливать преференциальные отношения с отдельными государствами в ущерб развитию общего рынка с участием всех стран региона.

Сьюзан Райс также видит Соединенные Штаты активным игроком при решении всех глобальных проблем. Она по-прежнему выступает за более решительные действия США при урегулировании кризиса в Дарфуре и считает, что США, НАТО и Африканский союз должны совместно принудить суданское правительство обеспечить безопасность проживающих на подконтрольной ему территории. К важным факторам национальной безопасности США Райс относит глобальную бедность, которая становилась причиной гражданских конфликтов и эпидемий. В этой связи она горячо поддерживает программу ООН по Целям развития тысячелетия и предлагает ежегодно выделять на ликвидацию бедности в мире около 0,7% ВВП США до 2015 года.

Команда Маккейна

Кандидат от республиканской партии Джон Маккейн в ходе предвыборной кампании получал консультации как со стороны экспертов-прагматиков, таких как бывший государственный секретарь Генри Киссинджер и бывший замгоссекретаря Ричард Армитидж, так и от видных идеологов неоконсерватизма издателя Уильяма Кристолла, эксперта фонда Карнеги Роберта Кэйгана и бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси.

В состав руководства предвыборного штаба Маккейна также входят неоконсерваторы «младшего поколения», вроде бывшего секретаря национального совета безопасности Стивена Бигуна. Весной 2008 года в прессе появлялись сообщения о том, что консультанты-«реалисты» в штабе Маккейна выражали неудовлетворение повышением влияния неоконсерваторов, однако позже сообщения о расколе в стане советников были опровергнуты.

И реалисты, и неоконсерваторы придерживаются общего видения задач США в мире и настаивают на усилении лидирующих позиций страны, однако различия между двумя лагерями консультантов все же существенны.

Реалисты в лице Киссинджера, Армитиджа и других выступают за трезвую оценку сил США на международной арене, прагматизм в выборе целей внешней политики и сдержанно относятся к визионерской риторике Маккейна.

По словам Генри Киссинджера, американская государственность – это большой политический эксперимент, который совсем не обязательно будет успешным. Со своей стороны, неоконсерваторы настаивают на особом предназначении Америки и справедливом характере ее мирового лидерства. Фокус их внимания смещен в сторону идеологической борьбы со странами, не разделяющими веру в либеральную демократию американского образца.

В арсенал средств этой борьбы включены даже военные акции, что добавляет напряженности в отношения США со многими странами мира.

Именно идеологический запал неоконсерваторов вызывает наибольшее неудовольствие реалистов в штабе Маккейна.

Возглавлявший ЦРУ в середине 1990-х гг. Джеймс Вулси в течение двух последних лет был главным консультантом Джона Маккейна по внешней политике. Вулси был одним из ярых сторонников войны в Ираке, настаивая на том, что Саддам Хусейн обладает всем необходимым, для создания ядерного оружия. Он также предположил наличие связей между иракским режимом, «Аль-Каидой (организация запрещена в России)» и афганским движением «Талибан (организация запрещена в России)». По мнению Вулси, в настоящее время главная опасность исходит от Ирана, идеология которого пропитана антиамериканизмом. В связи с иранской угрозой американским интересам он и настаивает на развертывании в Европе элементов американской системы ПРО. Стремясь обеспечить независимость США от поставок энергоресурсов из-за рубежа, Вулси предлагает создать в США условия для ускоренного развития альтернативной энергетики.

Одним из первых поддержал Маккейна бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер. По его мнению, политика США по усилению присутствия в Ираке дает свои положительные результаты и должна быть продолжена.

Киссинджер скептически оценивает предложение Барака Обамы о выводе войск из Ирака и начале военной кампании на границе Афганистана и Пакистана, указывая на то, что развязать новую войну будет проще, чем завершить все еще идущую.

Роберт Кэйган в конце 1980-х гг. работал в управлении планирования политики государственного департамента США. В середине 1990-х вместе с Уильямом Кристаллом он изложил основы «неоконсервативной» внешней политики, основанной на принципе «единоличной гегемонии» США и распространении американских принципов по всему миру путем поддержки демократических режимов. В 2002 году Кэйган выступил с критикой Европейского Союза, который обвинил в «политике терпимости к международным угрозам», в первую очередь иракской. В середине 2000-х гг. Кэйган писал о том, что в XXI веке мировые процессы будут протекать в условиях политической и экономической конкуренции либеральных демократий и автократических государств, среди которых он называл Россию и Китай. В связи с этим он предложил заменить ООН международной организацией, которая бы включила в себя только демократические государства. Эту идею впоследствии подхватил и Маккейн.

Стивен Бигун в настоящее время занимает пост вице-президента компании «Форд Мотор» по международным связям. Основным вкладом Бигуна в- предвыборную кампанию Маккейна стала идея о пересмотре Договора о нераспространении ядерного оружия в сторону его ужесточения. В поисках решения путей выхода из кризиса вокруг иранского «ядерного досье», он предложил отменить право неядерных держав на обладание ядерными технологиями.

Проверенное против нового

Советники Джона Маккейна предлагают доработанный и в чем-то более изощренный вариант той внешнеполитической стратегии, которую Вашингтон проводил на протяжении прошедших семи лет.

Вместе с тем, в программе кандидата от республиканской партии предлагается провести структурную реформу мирового устройства и взамен ООН создать организацию под названием «Лига демократий», основанную на принципе соответствия или несоответствия стандартам демократичности.
Аргументом в пользу нового варианта прежней односторонней политики для Маккейна служат классические визионерские образы: «Америка – особенная страна», «США - град на холме, новый Иерусалим». Кажется, при новом президенте-республиканце США будут полны решимости осуществить те из проектов идеологов неоконсерватизма, которые до сих пор оставались на бумаге.

Команда консультантов Барака Обамы предлагает новый взгляд на мировые проблемы, порывающий как с традиционной для республиканцев идеей абсолютного примата американских интересов над интересами других стран, так и с «реактивной» политикой времен Билла Клинтона, предпочитавшего, скорее, реагировать на кризисы, чем предотвращать их.

Обама указывает на взаимную связанность проблем мира – терроризма, нарушения режима нераспространения, бедности, неравномерного развития, изменения климата – и отходит от практики «поисков виновного» среди неугодных государств. Он также отказывается от воинственной фразеологии предшественников: «война с террором», «ось зла», «государство-изгой» и прочих. В основе повестки кандидата Демпартии лежат идеи об общности мира, необходимости решения глобальных проблем путем многосторонних усилий при условии ответственного лидерства США. Следует признать, что коллективу советников Барака Обамы удалось разработать набор конструктивных предложений по улучшению американской внешней политики. Эти инициативы будут способствовать ослаблению напряжения внутри международной системы; большинство из них мир воспримет с большим облегчением.

Новости и материалы
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Юную поджигательницу полицейской машины в Петербурге отправили под домашний арест
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Подполковник США дал Зеленскому совет, как стать настоящим лидером Украины
Менеджер Усика на претензии из лагеря Фьюри к судьям: всегда жалуется
Жители Суджи рассказали о жизни во время оккупации ВСУ
ВСУ повредили 17 объектов культурного наследия в Рыльске
В Японии у АЭС разместят палатки, защищающие от радиоактивных частиц
В Казани пожарный закрыл собой от дрона мать с младенцем
Все новости