Губернатор Аляски Сара Пэйлин, отобранная республиканцем Джоном Маккейном в качестве своего вице-президента, дала в четверг телеканалу ABC News два пространных интервью, в которых попыталась определить свою политическую программу. Это первая презентация внешнеполитических взглядов кандидата на второе по значимости место в американской властной вертикали.
Признавая, что за ее плечами не так уж много опыта, в своих оценках внешнеполитических приоритетов Америки она была очень резка, как и ее напарник. Возможно потому, что в поездку на Аляску, где она давала интервью, ее сопровождали ближайшие советники Маккейна, в том числе главный стратег кампании Стив Шмидт.
Пэйлин, заговорив о международной дипломатии, вынуждена была согласиться с репортером Чарли Гибсоном, что мир она, по сути дела, не видела. Кроме своей прошлогодней поездки в расположение американских частей в Ираке и Кувейте – по пути она еще останавливалась в Германии – за границей она не была. Канаду и Мексику таковой можно не считать, говорят американские репортеры.
Журналист, задав пару наводящих вопросов, дождался от Пэйлин признания, что и ни с одним зарубежным лидером ей также не доводилось встречаться. Но харизматичного губернатора Аляски это не смутило: «Я думаю, если вы заглянете в историю и зададите тот же вопрос многим вице-президентам, то получите такой же ответ, что дала я».
Зато ей удалось поговорить по телефону с грузинским президентом Михаилом Саакашвили, с которым, по ее мнению, США «нужно поддерживать хорошие отношения» - и она сама, и ее старший партнер Маккейн «полностью привержены» Грузии.
Что касается России, то за ней нужен «глаз да глаз».
Москва, указала она, «использовала силу, чтобы завоевать маленькую демократическую силу, использовала ее неспровоцированно, что неприемлемо».
Пэйлин дважды повторила тезис о том, что Тбилиси не провоцировал Москву на военные действия, даже когда Гибсон попытался поправить ее, очевидно, намекая на то, что в последние дни в Вашингтоне все чаще признают, что при оценках кризиса на Кавказе опирались исключительно на данные грузинской стороны.
Впрочем, российско-грузинский конфликт, по мнению кандидата в вице-президенты, лишь последний шаг России на пути вон из «сообщества демократических наций, разделяющих демократические идеалы».
Это, однако, не означает, что с Москвой надо ссориться. Как губернатору Аляски, которую от Чукотки отделяет лишь Берингов пролив, Пэйлин понятно, что Россия останется «ближайшим соседом» США, с которым нужно поддерживать хорошие отношения. Но как и ее напарник Маккейн, да и многие в американском истэблишменте, Пэйлин уверена, что ответ на вопрос, как будут складываться двусторонние отношения Москвы и Вашингтона, зависит в первую очередь от российской столицы.
Пэйлин, правда, оставляет США самые широкие возможности для действий – Украина и Грузия «однозначно» должны стать членами НАТО, несмотря на все возражения Москвы. Ведь «оранжевая революция» и «революция роз» показали, что эти демократические нации… заслуживают того, чтобы быть в НАТО», - отрезала она.
В своей поддержке прозападных правительств Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили Пэйлин готова пойти далеко, так же далеко как и Джон Маккейн. Ее не смутил вопрос, стали бы США ввязываться в войну с Россией из-за Грузии, если бы последняя все-таки была членом альянса. «Возможно, да, - заметила она. – Я имею в виду, что если у вас есть соглашение с союзником по НАТО, и на него нападает другая страна, то от тебя ждут, что по призыву ты придешь и поможешь».
И за Грузию в этом смысле как раз есть бороться, потому что Соединенные Штаты «должны быть очень осмотрительны», когда речь заходит о «последствиях завоевания одной державой демократических стран, меньших ее по размеру».
Так что, если Вашингтон «доведут до того», Пэйлин не исключает и экономических санкций против Москвы, конечно, не в духе «холодной войны», но достаточно серьезных. И дело не только в том, что у США есть обязательства перед своими союзниками, но и в том, что «Россия и Путин… хотят контроля над большим и большим».
«Его миссия – контролировать поставки энергоресурсов, которые добываются в России или переправляются (через ее территорию), а это очень опасная позиция для мира, в которым мы находимся», - отрезала кандидат в вице-президенты.
Несмотря на то что юридически вице-президент исполняет по большей части представительские функции, вступая в должность президента в случае смерти или отстранения главы государства, в последние годы второй человек в США играет всю большую роль. Особенно это стало очевидно в годы президенства Джорджа Буша-младшего, «заместитель» которого Дик Чейни, бывший министр обороны, имеет славу настоящего «мозгового центра» нынешней администрации. Чейни сторонится публичности, при этом активно занимаясь международными делами. На внешнеполитическом поприще он считается одним из немногих оставшихся в Белом доме «ястребов», и именно он отправился поддержать Михаила Саакашвили в Грузию после окончания боевых действий с Россией.