Иногда говорят, что политика – это история в настоящем времени. Наверное, прошлое сказывается в той или иной степени в современной политике всех стран. Наблюдая за событиями проходящей сейчас президентской избирательной кампании в США, трудно избавиться от приходящих на ум исторических аналогий, прецедентов и значений другого рода, которые заставляют говорить об исторических особенностях нынешних событий в американской политике.
В США с самых ранних этапов функционирования избирательной системы в общественном сознании утвердилось мнение о том, что на президентских выборах может победить только кандидат большинства населенния.
Только такой политик в состоянии объединить вокруг себя все социальные группы. Представителями большинства по сложившейся традиции считались белые мужчины англо-саксонского происхождения и протестантского вероисповедания (wasp), которые и правили Америкой на протяжении почти всей её истории вплоть до 1960 года, когда президентом впервые стал католик и ирландец по происхождению Джон Кеннеди.
Для демократической партии это был уже второй эксперимент. Первый же имел место в 1928 году, когда партия, отражавшая интересы белого протестантского населения аграрных штатов юга и запада США, выдвинула кандидатом на пост президента Элла Смита. Он был католиком и губернатором самого населенного штата Нью-Йорк. Элл Смит представлял в демократической партии набиравшие политическую силу новые городские слои населения, состоявшие преимущественно из иммигрантов конца XIX – начала XX века.
Тогда эксперимент завершился не просто проигрышем, а полным разгромом демократической партии.
Её кандидат смог собрать лишь 87 голосов выборщиков и победить за пределами демократического юга только в двух штатах Массачусетс и Род Айленд.
Сенатору Джону Кеннеди, ветерану второй мировой войны победа в 1960 году тоже далась не просто. Как показали опросы, против Кеннеди проголосовало около 40% белых протестантов-демократов. Хотя ситуация для демократической партии в целом была гораздо более благоприятная, чем в 1928 году, Джон Кеннеди смог победить Ричарда Никсона лишь с минимальным перевесом голосов. Для этого ему потребовалось не только доказывать свою независимость от Ватикана, но и пригласить в вице-президенты белого протестанта, выходца из южных штатов, руководителя национального комитета демократической партии Линдона Джонсона. Этот шаг позволил удержать в орбите влияния демократической партии протестантское население южных штатов и получить голоса городского населения крупных штатов северо-востока и среднего запада и избирателей-католиков, чья доля в составе населения США к тому времени возросла до 25%. Значение выборов 1960 года состоит в том, что после них в Америке уже не поднимался вопрос о возможности участия в президентской избирательной кампании кандидата, который бы не был англо-саксом и протестантом.
Первое, что бросается в глаза при анализе избирательной кампании 2008 года, это то, что главным кандидатом от демократической партии опять стал не представитель большинства населения и политического «main stream», а политик, который по многим параметрам может считаться маргинальным.
В отличие от упоминавшихся исторических прецедентов 1928 и 1960 годов в настоящее время главной проблемой кандидата от демократической партии является не религия, а то, что он представляет темнокожее меньшинство Америки.
Участие афро-американцев в политике США - дело всего лишь последних 40 лет. До принятия законов о гражданских правах в середине 60-х годов, запрещавших расовую сегрегацию, афро-американцы были вообще лишены возможности полноправного участия в политической жизни. Летом этого года предстоит съезд демократической партии по выдвижению Обамы кандидатом в президенты. Это событие совпадает с 45- летием знаменитой речи лидера движения против расовой сегрегации Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», которую он произнес на митинге в Вашингтоне на ступеньках мемориала президента Авраама Линкольна. Мартин Лютер Кинг мечтал о такой стране, в которой о его детях судили бы по «сути их личности, а не по цвету их кожи». Совпадение этих событий, конечно, весьма символично. Ведь Барак Обама, родившийся в 1961 году, как раз представитель этого нового поколения американцев. Однако одного этого факта недостаточно для воплощения в жизнь мечты американских либералов-реформистов 1960-х годов.
Сейчас нет твердой уверенности в том, постигнет ли Обаму участь Элла Смита или же он будет в состоянии создать новый исторический политический прецедент в духе Джона Кеннеди. Если попытаться сравнить эти события, то можно сделать вывод о том, что политическая ситуация в США в настоящее время более благоприятна для демократической партии, чем в 1928 и даже в 1960 году.
Республиканская партия из-за серьезных политических неудач и ошибок администрации Буша переживает не лучший период в своей истории, что ставит её кандидата в сложное положение и дает шанс демократам.
Тем не менее, задачи, стоящие перед Бараком Обамой, будут даже более трудными по сравнению с проблемами Джона Кеннеди. Стиль речей и ораторские способности Обамы уже сравнивают с Мартином Лютером Кингом. Но с помощью одних лишь речей одержать победу в президентской гонке будет невозможно. Да, Обама пользуется огромной популярностью у темнокожих избирателей, молодежи, студентов и американцев с высшим образованием. В целом это позитивный момент с точки зрения будущего развития демократической партии и её социальной поддержки. Но, как и в 1928 году, только этих голосов ему будет не достаточно, чтобы одолеть кандидата от республиканцев.
Так, Обаме придется предпринять большие усилия, чтобы в отличие от Джона Кеннеди, склонить на свою сторону уже католиков латиноамериканского происхождения, которые по численности сейчас значительно превосходят негритянское население США.
А они отдали свои голоса на праймериз Хиллари Клинтон и могут поддержать республиканца Маккейна из штата Аризона, как сторонника реформы иммиграционных законов.
Обаме также потребуются голоса других традиционных сторонников демократической партии, поддержавших Клинтон, таких как белое протестантское население сельских штатов, с которыми даже у белого католика Джона Кеннеди были проблемы. Есть трудности у Обамы с поддержкой таких социальных категорий избирателей, как белые рабочие и пожилые американцы. Возможно, ему придется, как и Джону Кеннеди приглашать в напарники белого южанина-протестанта, только еще и с опытом военной службы, вроде ветерана вьетнамской войны сенатора от Вирджинии Джима Уэбба. А ведь остаются еще такие многочисленные и важные категории электората как женщины и независимые избиратели, среди которых у Барака Обамы пока тоже нет достаточной поддержки.
Предварительные выборы показали, что в американской политической жизни наметились качественные сдвиги.
Как и в недавнем прошлом, движущей силой изменений выступает демократическая партия. На лидирующие роли в политике этой организации претендуют представители ранее периферийных социальных групп женщин и расово-этнических меньшинств. Постепенно подвергаются эрозии традиционные политические коалиции избирателей и формируются новые объединения. Насколько далеко зашел этот процесс формирования нового большинства и партийно-политической перегруппировки могут показать лишь предстоящие избирательная кампания и президентские выборы. Они и дадут ответ на вопрос об исторической роли Барака Обамы, успешности и своевременности инициатив демократической партии.