Пресс-секретарь американского президента Джен Псаки призналась, что у нее практически не было данных о введенных Вашингтоном санкциях против российских предприятий космической отрасли. Она пообещала выяснить причину ввода ограничений, а также мнение администрации лидера США по этому поводу.
«Мне придется выяснить побольше относительно того, зачем нужны эти санкции, я не в курсе, какие были по этому поводу соображения, но я выясню это у нашей команды, занимающейся вопросами национальной безопасности», — пообещала она, когда на брифинге в Белом доме у нее попросили комментарий по заявлению главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Он ранее призвал американские власти снять рестрикции с Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» и ЦНИИмаш. Рогозин отмечал, что уже обратился к американцам с целью выяснить причины санкций.
В Соединенных Штатах считают, что попавшие под ограничения предприятия якобы сотрудничают с вооруженными силами. Предполагается, что организации не смогут приобретать ряд товаров и технологий США.
Рогозин подчеркнул, что от этого зависит выход России из проекта Международной космической станции (МКС). Глава Роскосмоса подчеркивал, что не потерпит двуличия со стороны Вашингтона, говоря о возможном выходе из проекта МКС: «Либо мы работаем вместе, и тогда санкции надо снимать немедленно, либо мы вместе работать не будем, и мы будем разворачивать национальные системы».
«Это действительно интересный вопрос», — отметила Псаки.
При этом она подчеркнула, что взаимодействие в космосе всегда было важным элементом сотрудничества США и России.
Все эти заявления прозвучали в преддверии саммита между российским и американским президентами Владимиром Путиным и Джо Байденом, который состоится в Женеве 16 июня. Как отмечала ранее Псаки, данная встреча — «это жизненно важная составляющая защиты американских интересов, это возможность поднять беспокоящие нас вопросы и, опять же, двигаться в сторону более стабильных и предсказуемых отношений с правительством России».
В ответ на вопрос, какой сигнал эти переговоры могут послать противникам Вашингтона, она заметила:
«Президент США не боится принять вызов со стороны противников и воспользоваться возможностью провести личную встречу, чтобы очертить сферы, которые вызывают у него беспокойство, а также найти сферы, где есть возможность работать вместе, в тех областях, где существует взаимное согласие».
Пресс-секретарь Белого дома пояснила, что Вашингтон предложил провести этот саммит, так как полагает, что «это возможность продвигать наши национальные интересы и нашу повестку». При этом она заметила, что эти переговоры, как ожидают в Соединенных Штатах, будут трудными, но предоставят «возможность перейти к более стабильным и предсказуемым отношениям».
Она также рассказала о подготовке Джо Байдена к первому международному турне в качестве президента США, в ходе которого он не только встретится с Путиным, но и примет участие в саммитах Североатлантического альянса и «Большой семерки».
Он «готовился 50 лет, он был на мировой сцене, он знает определенное число этих лидеров», включая Путина и других лидеров стран, «которых он увидит на саммите НАТО и G7», подчеркнула Псаки.
Несмотря на то, что до встречи осталась неделя, пока неизвестен формат проведения переговоров, а также не ясен точный список тем. В Кремле отмечали, что он будет оглашен до встречи глав государства, но когда именно — неизвестно. Тем не менее ожидается, что Путин и Байден обсудят сотрудничество своих стран в различных областях и затронут тему мировой безопасности, в частности, обсудят региональные конфликты.