«Все хотят к Гладкову»
— В марте все федеральные издания написали, что вы не смогли записаться к себе на прием…
— До моего прихода в Белгородской области не было управления, отвечавшего за работу с обращениями граждан. Я его создал. Периодически слышал жалобы людей, которые не смогли записаться ко мне на прием. После очередной такой жалобы сам позвонил на горячую линию – и не дозвонился. Тут же попросил своего помощника спуститься в этот отдел. Оказалось, все сотрудники на месте, но трубку не берут. Сейчас у меня другой начальник этого управления.
— Получается, испытали систему на себе. И как вы ее оцените?
— В 2021 году человек не может не дозвониться или долго ждать ответа. Есть миллиард вариантов, которые позволяют нам эффективно принять жалобу любого жителя. Мы живем в такое время, когда все задачи нужно решать быстро. Сейчас в этой очереди на общение со мной 1,5 тысяч человек. Максимум, который я смог принять за день – 120 человек. Последний прием начал в 9 утра, закончил в 12 ночи. Я понимаю, что заканчивать приемы в такое время – ненормально. В очереди много пожилых людей, многие едут из других городов области. Хорошо, что люди мне верят, но нужно признать, что пока этот механизм еще не до конца выстроен.
— Разве может губернатор принять всех желающих? Зачем вам это нужно? Разве это не задача ваших подчиненных?
— Всем людям предлагается встретиться с ответственным лицом из структуры правительства области – вплоть до заместителя губернатора. Но дело в том, что все хотят к Гладкову. Мне, конечно, это приятно. Но все-таки рассчитываю, что у меня получится сбить этот ажиотаж. Понимаете, многие приходят с бедой. Иногда получается решить, иногда нет.
Может быть, мы не замечаем, но для человека закрытая дверь может стать обидой на всю жизнь.
Я правда слышал такие истории: 15 лет назад человек пришел на прием, а его на пустили. И всё это время человек живет с обидой. Все люди разные. Для одного — это важно, для другого нет. И для меня это не вопрос пиара.
— Получается, такой эффект искреннего касания…
— Да. Я понимаю, что это энергозатратно, но это важно людям. И в своей работе мы обязаны это учитывать. Почему я так думаю? Ведь мы же хотим соучастия людей, хотим, чтобы люди были инициативными. Станут они инициативными, если не почувствуют, что ты им что-то отдаешь? Понимая всё это, я думаю, что у нас есть шанс по-другому перезапустить все социальные процессы.
«Любое решение нужно примерять на себя»
— Вы личным примером демонстрируете уникальный уровень открытости региональной власти, но готова ли к этому ваша команда? В вашем Instagram ответственные ведомства отвечают на вопросы людей. Правда, многие ответы напоминают классические отписки чиновников…
— Я сам не вкручиваю лампочки. И своими руками не строю дороги. Есть огромное количество людей, которые делают большую работу. Моя задача – втянуть их в работу с населением. Приведу небольшой пример. Когда весной в квартирах начали отключать тепло, было много недовольных. С точки зрения закона, нормативов, всё было сделано правильно. Но в квартирах было реально холодно.
В любом деле, которое касается жизни людей, всё нужно примерять на себя. Делать не для кого-то, а для себя.
Строишь садик – думай о том, что там будет учиться твой сын или внук. При таком подходе всё становится простым. Но пока не войдешь в прямую коммуникацию с людьми, ты этого никогда не поймешь. Все мои заместители уже включены в эту работу. Есть среди них люди в возрасте. Я понимаю, что сломать систему за один день нельзя. Нужно уважать подчиненных и дать им возможность со временем меняться. Но в эту работу сегодня втянулись абсолютно все.
— Может сложиться мнение, что Гладков много времени уделяет пиару. Что можете ответить?
— Сегодня аудитории социальных сетей и официальных СМИ несопоставимы. За короткое время я стал главным СМИ в регионе, у меня 130 тысяч подписчиков, такого нет ни у одного издания в регионе. Да, это мои трудозатраты. Но благодаря этому у меня есть прямая коммуникация с людьми. Я веду себя естественно и считаю это правильным. Я абсолютно такой же, как был раньше.
«Один плюс один должно быть равно пяти»
— Вы анонсировали региональный кадровый конкурс. Какого результата от него вы ждете?
— Сегодня очень велик запрос на приход в команду новых людей. Думаю, кадровый конкурс нам в этом поможет. Я готов вкладываться в долгую. Готов в течение года обучать десятку лучших в Сингапуре, готов давать им рабочие места.
— Какие качества наиболее важны для тех, кто хочет войти в вашу команду?
— Работоспособность, ответственность и умение работать в команде. Мне нужна синергия, чтобы один плюс один равнялось пяти. Время такое, что один плюс один равно три – уже мало.
— А какие задачи вы ставите перед собой?
— У меня нет задачи понравиться. Люди ждут от меня улучшений и решения вопросов. Причем каждый ждет решения именно той проблемы, которая есть у него. И я только делаю первые шаги в этом направлении.
Я всех спрашиваю – вы со мной? И если ошибаюсь – я готов меняться.
Вопросы образования, экономики, комфортной городской среды, экологии – базовые вопросы, с которыми я хочу идти. Я вижу, что людям понятно то, что я говорю. Поэтому мне с белгородцами очень комфортно.
— Белгородскую область в течение 27 лет возглавлял Евгений Савченко. При нем регион стал успешным, на него равняются соседи. В таких условиях тяжело соответствовать ожиданиям жителей?
— У меня нет никакого дискомфорта. В Белгородской области действительно очень долгое время не было политических потрясений. И у людей очень высокие запросы. Высокий уровень жизни и запроса – это ведь хорошо.
Люди привыкли к амбициозным задачам. Наверное, в какой-то степени мне тяжелее, потому что Белгородская область – это действительно образцово-эталонный регион.
Но с другой стороны – это же море возможностей! Поэтому нужно ставить амбициозные, но реалистичные цели. Поднимать людей на новые подвиги. И я собираюсь это сделать.
— После вашего прихода на пост врио губернатора в Белгородской области то и дело появляются всё новые и новые инициативы. Трудно ли это — поддерживать такую активность?
— Я не знаю, о чем вы говорите. Мне кажется, это обычное состояние человека.
— На сон время остается?
— Да. Пять-шесть часов. Признаюсь, что сна мне немного не хватает. Еще бы пару часов.
«У Белгородской области есть два единорога. Хотим еще одного»
— Для многих Белгородская область – это аграрный регион. На ваш взгляд, какие еще стратегические направления могут успешно развиваться?
— Не согласен, что мы только аграрный регион. У Белгородской области есть крупные горнообрабатывающие производства, промышленные предприятия в Губкине, Старом Осколе. У нас точно не один единорог, их два. Но хочется еще одного – я имею в виду IT-отрасль. У нас есть компании самого высокого уровня.
Например, программный продукт для организации парковки в Москве и Санкт-Петербурге разработала наша местная компания.
Но нам не хватает людей. Поэтому с 1 сентября в каждой школе запускаем цифровое воспитание – начиная с 1 класса. В каждой школе будет мобильный класс. Будем учить педагогов, как учить детей. Дети должны знать, что телефон – это не игрушка, а безграничное окно возможностей познания мира. Это очень рискованный процесс, но я верю, что уже через год мы увидим первые результаты.
— Образовательная система готова к таким изменениям?
— В прошлом году я посетил одну из районных школ после ремонта. Вижу, в кабинете стоит трактор. Мне говорят: району нужны трактористы, мы так учим детей. Понимаете, в этом районе работает «Русагро», где уже сегодня процесс вегетации управляется со спутника, у них дроны в полях, агрономы с планшетами. И это не фантастика. А тут трактор, на котором моя бабушка в 1941 году землю пахала.
Я не против трактора, но в соседнем классе должен быть дрон. Чтобы дети видели, как было и как есть сейчас.
И пусть они сами сделают выводы. Попросил эту школу сделать заявку на приобретение дрона. Пять месяцев прошло – заявки до сих пор нет. Отвечая на ваш вопрос, я хочу сам зайти в каждую школу. Меня удивляет, когда директор говорит мне, что начнет создавать IT-классы с 7 класса. Да в 7 классе ребенок уже знает больше вас! Ребенок живет в этой среде, он в первую же секунду поймет, что вы ничего в этом не понимаете, и потеряет к вам интерес.
— Появилась информация, что в Белгороде может появиться свой аналог «Сириуса» - школа для одаренных детей…
— Мы хотим выстраивать новую образовательную систему, использовать лучшие практики. Да, у нас есть отношения с упомянутым вами «Сириусом». Мы ведем переговоры с проектом бизнесмена Вадима Мошковича – школой «Летово». Мы хотим стать пилотным регионом во всем, что касается общего образования.
— А еще вы заявили, что в Белгороде появится кинокластер. Как это поможет развитию региона?
— Когда я работал в Севастополе, к нам постоянно приезжали режиссеры на съемки. Те же «Реальные пацаны» перевернули взгляд пермяков на свой город. Хочется, чтобы и в Белгородской области снимали фильмы, чтобы мы видели родные пейзажи с экрана. Поверьте, для этого нужно совсем немного. Мы будем привозить продюсеров, показывать им съемочные площадки.
Уверен, что сможем монетизировать эти процессы в виде гостиниц, турпотоков. А еще это позволит нам создавать свою идентичность.
Это нужно, чтобы молодежь оставалась в регионе, чтобы она гордилась своей Родиной. Когда люди приезжают к тебе в регион отовсюду – это другой уровень. Это движуха. Нам нужна движуха!