В Москве Мадуро проведет переговоры с Владимиром Путиным на полях «Российской энергетической недели», там же венесуэльский президент примет участие в одной из дискуссий. Нефть всегда была главным богатством Венесуэлы. Это одна из крупнейших в мире держав по запасам углеводородного сырья, где литр бензина, несмотря на недавнее повышение отпускной цены, дешевле бутылки минеральной воды.
Парадокс в том, что в стране, пораженной всеобщим кризисом, ощущается острейший дефицит топлива для заправки автомобилей. Типичная картина сегодняшней Венесуэлы: километровые пробки за необходимым продуктом для средств передвижения.
От переговоров с Путиным Мадуро ожидает гарантий.
В нынешнем плачевном положении экономики Венесуэлы ее лидер надеется, что наша страна не оставит в беде своего стратегического партнера в Западном полушарии на фоне воинственной риторики американского президента Дональда Трампа.
До сих пор Россия была готова помогать Боливарианской республике не утонуть в море острейших проблем. Накануне визита Мадуро министр экономики Антон Силуанов, например, заявил, что вопрос реструктуризации долга Каракаса перед Москвой будет лишен до конца этого года. Речь идет о $2,8 млрд долларов, – срок погашения долга истекает в октябре текущего года.
Кроме того, в августе «Роснефть» внесла венесуэльскому концерну PDVSA предоплату за нефтяные поставки в размере $6 млрд.
Заказы Чавеса
Расцвет венесуэльско-российских отношений начался во времена Уго Чавеса, который управлял Венесуэлой с 1999 по 2013 год – вплоть до своей кончины. Этот харизматический политик и убежденный социалист с особой теплотой относился к России, бывал здесь многократно и водил дружбу с крупными российскими деятелями.
Причина заключалась в том, что Чавес считал Россию правопреемницей Советского Союза не только в юридическом смысле, но и в идеалистическом ключе, — как защитницу интересов обездоленных народов, томящихся под игом единственной сверхдержавы – Соединенных Штатов. Не менее благосклонно относились к нему и президенты РФ Дмитрий Медведев и Владимир Путин.
Во имя защиты обездоленных от капитализма Чавес стал активным покупателем российского оружия. В 2005 году был подписан контракт в $4,4 млрд на поставку вооружений: от истребителей и вертолетов до автоматов Калашникова.
Ныне у правительства Мадуро 5 тысяч ракет ПВО – самый крупный арсенал на континенте. С этого времени у Венесуэлы стал расти долг перед РФ.
В свою очередь, Россия проявляет интерес к венесуэльскому углеводородному сырью. Там много лет ведет активную разработку новых месторождений государственная корпорация «Роснефть». Ее глава Игорь Сечин неоднократно бывал в Венесуэле.
«Мы не занимаемся политикой, а лишь только бизнесом. Мы развиваем добычные проекты на территории Венесуэлы и будем продолжать это делать, – заявил Сечин в августе, комментируя 6-миллиардную предоплату местной PDVSA. — В настоящее время мы добываем 9 млн тонн нефти в год. И, как я неоднократно повторял, мы никогда оттуда не уйдем. Мы будем наращивать объемы сотрудничества в сфере ТЭК».
На текущий момент «Роснефти» принадлежат значительные доли в ведущих проектах. Пять в Ориноко — крупнейшем нефтедобывающем регионе, три на озере Маракайбо — втором по величине и самом старом нефтедобывающем ареале, один - на мелководье залива Пария.
Власть по контракту
Некоторые иностранные обозреватели утверждают, что, списывая старые долги и предоставляя новые кредиты, Россия спасает обанкротившийся режим Мадуро. С этим утверждением можно согласиться лишь частично.
Действительно, сегодня мало кто в мире поддерживает деятеля, полностью себя дискредитировавшего жестким противостоянием с оппозиционно настроенными гражданами.
Несмотря на уверения в желании продолжать переговоры с оппозицией, Мадуро в последние месяцы лишил власти оппозиционный парламент. Законность этих мер сомнительна. Разгон демонстраций и преследование оппозиционеров позволяют конкурентам Мадуро обвинять его режим в нарушении прав человека и обострении раскола в стране.
Россия, впрочем, не торопится оказывать влияние на политические процессы в Венесуэле.
В отличие от США, которые в конце 2016 года были посредниками на переговорах между Мадуро и представителями оппозиционных сил, Москва сосредоточилась на экономических контрактах и не стремится выходить из этой «зоны комфорта».
Как образно выразился аналитик авторитетного американского издания «Huffington Post», значительная российская помощь нынешнему режиму «не дает ему утонуть под лавиной долгов». По мнению автора статьи, неспособность расплатиться с суверенным долгом объективно подталкивает ее еще дальше «в лапы русского медведя».
Вероятно, именно тесные экономические связи Россия рассматривает как наиболее надежный способ сохранить присутствие в Венесуэле. Даже если режим Мадуро уступит новым оппозиционным силам, которые требуют пересмотреть социалистические основы и встать на капиталистические рельсы, – новые власти официального Каракаса вряд ли захотят отказаться от российских контрактов.