Россия стала иммиграционной страной совсем недавно, поэтому проблема интеграции мигрантов имеет существенное значение для нашего государства. Однако вопросы адаптации мигрантов не до конца решены и в Евросоюзе, который принимает переселенцев с 1960-70-х годов. Главной проблемой современных государств становится «недоинтеграция». Помимо прямой угрозы безопасности, связанной с радикализацией мигрантов, есть существенный риск и для экономики принимающей стороны.
У исследователей нет единого понимания, что такое интеграция мигрантов, однако, в целом, ее стоит рассматривать в трех плоскостях — социально-экономической, культурной и политико-правовой.
В социально-экономическом отношении это означает встраивание в рынок труда, нахождение собственной социальной ниши, включение в социальную жизнь. На культурном уровне — адаптация к языковой среде и нормам поведения. На правовом и политическом — включение в институты власти, реализация прав и обязанностей в соответствии с правовым статусом.
В современной Европе о «недоинтеграции» мигрантов все чаще говорят в связи с проблемами безопасности. Практически к каждому теракту, совершенному в Европе в последние годы, в той или иной мере причастны мигранты второго или третьего поколения — граждане Европейского союза, чьи родители много лет назад переехали в Европу и иногда даже вполне успешно нашли свою нишу на рынке труда.
Но вот их дети или внуки почему-то начали взрывать своих сограждан, демонстрируя тем самым полное неприятие европейских ценностей и отсутствие самоидентификации с принимающим обществом.
В результате сегодня Европа оказалась практически расколотой под наплывом беженцев из государств Африки и Ближнего Востока. Несмотря на общую риторику лидеров ЕС о необходимости помочь бегущим от войны, все быстрее растут рейтинги политиков и партий, призывающих остановить поток беженцев и предрекающих Европе погружение в хаос и террор.
Усиление контроля не поможет
Аспект безопасности в миграционной политике все более актуален и для России. Практически в каждой подпольной террористической ячейке, совершенном или предотвращенном в последние годы теракте принимают участие выходцы из государств Центральной Азии, которые зачастую попадают в Россию под видом трудовых мигрантов.
Глава СК России Александр Бастрыкин считает, что «вербовщики целенаправленно используют среду мигрантов для радикализации не сумевших адаптироваться в России граждан ближнего зарубежья, стремятся создать так называемые «спящие ячейки», которые можно мобилизировать на теракты».
При этом СК предлагает политику «ужесточения контроля над миграционными потоками», которая, с точки зрения экспертов, вряд ли может решить проблему полностью.
Можно запретить въезд «неблагонадежному» иммигранту, вызывающему подозрения у спецслужб, однако невозможно «влезть в голову» иммигранту, пребывающему в России и работающему на легальных основаниях.
Проблему терроризма нельзя решить лишь ужесточением контроля. Привлекательность идей радикальных исламистов и, в частности, «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в России), основана на глубокой потребности мусульманской молодежи в самоидентификации и социальной интеграции. Радикалы предлагают не только «трудоустройство», но и определенную модель «справедливого миропорядка», которая находит поддержку тех, чьи надежды на лучшую жизнь не оправдались в условиях российской действительности и конкурентного рынка труда.
Мигранты, прибывающие в Россию из государств Центральной Азии, оказываются, по сути, в «маргинальном» положении — они вышли за пределы того общества, в котором для них нет подходящей социально-экономической ниши, но еще не нашли подходящего места в принимающем обществе, которое зачастую встречает мигрантов весьма нерадушно.
Данное «маргинальное» состояние, состояние дезинтеграции, делает человека наиболее легкой добычей для «охотников за головами». Правоохранительные органы и спецслужбы здесь едва ли могут как-то противодействовать заражению «вирусом» «справедливого государства» и процессу формирования идентичности: если идея находит своих последователей, то ее распространение вряд ли можно остановить, задержав какое-то количество вербовщиков.
Накопленный опыт исследований «несистемных» социальных сетей — от мафии и наркоторговцев до террористов — демонстрирует, что государству, опирающемуся в своей борьбе только на правоохранительные органы и спецслужбы, практически невозможно победить «сетевые» структуры, потому что они более гибкие, легко рекрутируют новых участников за счет распространения «вирусных» идей и редко разрушаются из-за ликвидации одного или двух главарей.
Опыт Европы и возможности государства
Несмотря на «вирусность» распространения радикальных идей в среде мигрантов, у государства есть возможность предотвращения этого процесса, используя большой набор механизмов социальной интеграции. Среди них — система образования, упорядоченный рынок труда, система правовой защиты, культурная среда и многое другое.
Отсутствие или ограничение доступа иммигрантов и их детей к системе образования — одно из главных препятствий их социализации и интеграции в принимающее общество. При этом, видимо, ограничиться одним светским образованием уже не удастся.
Система образования, в том числе религиозного, должна быть адаптирована под новые реалии: исследования показывают, что жертвами вербовщиков чаще всего становятся молодые люди, имеющие весьма смутное представление об исламских традициях и основных канонах веры. Им навязываются искаженные представления о религии, зачастую привносимые теологами из Саудовской Аравии и других государств Ближнего Востока.
Говоря о рынке труда, можно взять на вооружение ряд практик европейских государств, когда каждый прибывающий на территорию государства ЕС мигрант проходит тестирование, позволяющее определить его уровень образования и профессиональных компетенций, функционирует система повышения квалификации, предлагаются бесплатные языковые курсы.
Например, в Италии такая система дает неплохие результаты: мигранты обучаются даже реставрации мебели и зданий, становятся гидами, используя знание родного языка. Организация экономического сотрудничества и развития в настоящее время активно совершенствует данную программу: по данным организации, 27% высококвалифицированных мигрантов все еще не трудоустроены, а квалификация 26% мигрантов превышает необходимую для занимаемой должности.
Здесь важно то, что в ЕС, по сути, происходит детальное «исследование» каждого мигранта с точки зрения анализа его уровня образования и компетенций. Такой подход позволяет сразу заполучить двух зайцев: мигранту — реализовать себя и найти свою нишу, принимающему государству — использовать дополнительный кадровый ресурс для развития своей экономики.
Так, например, по мнению ряда авторитетных экономистов, небольшой экономический рост в результате оживления рынка труда в связи с наплывом беженцев ожидается в государствах ЕС уже по итогам 2017 года. Однако необходимым условием такого сценария является грамотное управление рынком труда и налаживание системы подбора и подготовки кадров, которая позволит избежать формирования ситуации, когда человек с высшим образованием выполняет работу низшей квалификации. В противном случае результатом такого несоответствия квалификации выполняемой работе может стать поиск вакансий в «справедливом государстве» ИГ.
Автор — Елена Алексеенкова, менеджер по аналитической работе Российского совета по международным делам (РСМД), научный сотрудник Центра глобальных проблем ИМИ МГИМО МИД России. Статья подготовлена в рамках предстоящей конференции, посвященной интеграции мигрантов, которая пройдет 21-22 сентября 2017 года в РСМД.