Один из лидеров протестов 2012 года Сергей Удальцов покинул исправительную колонию №3 в Тамбовской области. Об освобождении Удальцова сегодня утром сообщила его жена на своей странице в фейсбуке. «Друзья! Сегодня около получаса назад вышел на свободу Сергей Удальцов, который пробыл в заключении 4,5 года по обвинению в «организации массовых беспорядков» на Болотной площади в 2012 году. Он передает всем огромный привет и благодарит за поддержку, полон оптимизма и позитивных эмоций», — написала она.
«Ожидалось, что Сергей освободится 9 августа, но выяснилось, что это была ошибочная информация, которая стала известна только незадолго до освобождения. Так что не обессудьте», — объяснила Удальцова.
Адвокат Удальцова Виолетта Волкова подтвердила информацию о его освобождении в разговоре с ТАСС. «В настоящее время Удальцов освобожден. Он уже с семьей», — сказала она. Адвокат заявила, что встречали оппозиционера только родные.
24 июля 2014 года Мосгорсуд приговорил активных противников государственной власти РФ Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева к четырем с половиной годам колонии общего режима. Суд постановил, что Удальцов и Развозжаев виновны в организации массовых беспорядков в Москве 6 мая 2012 года (так называемый «Марш миллионов», закончившийся столкновениями митингующих и сил ОМОНа) и подготовке «к организации дальнейших беспорядков на территории России».
Адвокаты и подсудимые настаивали на незаконности и политизированности процесса и просили суд вынести оправдательный приговор.
В ходе судебного следствия было установлено, что подсудимые Удальцов и Развозжаев планировали организацию массовых беспорядков по всей России. Им помогал ранее осужденный по этому делу Константин Лебедев, а финансовую поддержку противозаконной деятельности оказывал грузинский политик Гиви Таргамадзе.
Деньги Таргамадзе подсудимые «тратили на печать агитационных листовок, поездки по России для поиска сторонников, также ежемесячно они получали по 50 тыс. руб. на собственные нужды, утверждалось в обвинении.
Уголовное дело против Удальцова, Развозжаева и еще одного оппозиционера, Константина Лебедева, позже давшего признательные показания, было возбуждено после проверки материалов, изложенных в фильме «Анатомия протеста – 2», где демонстрировались кадры тайной съемки встречи оппозиционеров с бывшим главой комитета парламента Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе. Прокурор считает, что Удальцов и Развозжаев действовали «по наущению» Таргамадзе, «стремившегося к дестабилизации общественно-политической обстановки» с целью «отомстить Владимиру Путину» за результат войны в Южной Осетии в 2008 году.
О результатах своей подрывной деятельности Таргамадзе докладывал президенту Грузии Михаилу Саакашвили, заявлял в суде гособвинитель.
«К осуществлению преступного замысла грузинский политик привлек Лебедева, а тот, в свою очередь, Удальцова и Развозжаева, которые получили на эти цели около $150 тыс.», — говорится в материалах дела.
Константин Лебедев признал вину, пошел на сделку с правосудием и в апреле 2013 года был приговорен к двум с половиной годам лишения свободы, а в мае 2014-го вышел на свободу по УДО.
По версии гособвинения, 6 мая 2012 года неформальный лидер леворадикального движения «Левый фронт» Удальцов спровоцировал давку на Болотной, усевшись на землю и призывая других участников акции к сидячей забастовке. В его планы входили прорыв оцепления и организация палаточного лагеря у Кремля. Для этого он «совершал поездки по регионам, вербуя сторонников, организовал рассылку SMS-сообщений с призывом приходить на митинг», говорится в материалах уголовного дела.
При этом другие лидеры «Марша миллионов», также вместе с Удальцовым севшие на Болотной площади на проезжую часть и призывавшие колонну устроить сидячий протест (среди них — Алексей Навальный и Илья Яшин), внимания следственных органов избежали.
Доказательством организации массовых беспорядков стали лозунги митингующих «Идем на Кремль», «Мы здесь власть», а также обломки палок, прутьев и бутылок, обнаруженные полицией на месте столкновений.
В марте 2016 года лидеру движения «Левый фронт» Сергею Удальцову было отказано в условно-досрочном освобождении. Основным препятствием стал протест сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Отказ был обоснован тем, что оппозиционер не признал свою вину и имеет восемь дисциплинарных взысканий.
«Кроме того что Удальцов не всегда бывает опрятным и постирал рубашку не в то время, когда было положено, и взыскание по которой уже снято, а также отсутствие поощрений, суд также принял к вниманию, что он не признает вину», — пояснила адвокат.
При этом в характеристике от колонии отмечалось «общее хорошее поведение Удальцова в отряде, отсутствие конфликтов с другими осужденными и сотрудниками колонии».
Наблюдатели не сомневается, что после некоторого периода реабилитации лидер «уличных» левых вернется к активной политической деятельности. Политолог Аббас Галлямов обращает внимание, что у Удальцова есть политическая воля и смелость. «Это главные качества, которыми должен обладать политик. Он готов действовать. Избиратели это оценят, ведь протестные настроения, по мере падения интереса к внешней политике и нарастания экономических трудностей, будут расти», — прокомментировал ситуацию политолог.
В то же время ближайший соратник Удальцова Сергей Сахнин, бежавший от преследования по «болотному делу» в Швецию, в разговоре с «Газетой.Ru» ясно обозначил целевую нишу для будущего политического развития координатора «Левого фронта». По словам Сахнина, место «Левого фронта» в политике в 2005–2012 годах определялось не столько личными качествами его лидера, сколько социальными условиями, задававшими коридор возможностей. «Мы представляли собой слишком радикальную альтернативу порядку вещей, чтобы люди рассматривали ее всерьез, — признается левый активист. — Это накладывало отпечаток на все: на нашу стратегию и на тот образ, который создавался вокруг нас в обществе. Мы казались оторванными от жизни идеалистами, прожектерами, людьми, играющими в радикализм».
Протесты 2012–2013 годов ситуацию изменили, поскольку «казавшийся нерушимым социальный порядок испытал первый толчок системного кризиса».
«Тогда власть достаточно легко справилась с нами с помощью репрессий и пропаганды, — считает Сахнин. — С нами она справилась, а вот с фундаментальными причинами кризиса — нет. Поэтому новые социальные и политические потрясения неизбежны». Собеседник «Газеты.Ru» констатирует тотальный кризис неолиберализма по всему миру и считает, что возможно последующее появление внесистемных политических ответов на этот кризис, самым ярким из которых стали Дональд Трамп, Марин Ле Пен, Жан-Люк Меланшон и Джереми Корбин.
На этом фоне в России политэмигрант видит логичным появление двух ответов правящему неолибиральному режиму: справа и слева. Отечественным «ответом справа», российским Трампом уже стал Алексей Навальный. На роль «ответа слева», российского Берни Сандерса или Джереми Корбина, очевидно, может претендовать Сергей Удальцов.