В последние дни набирает обороты скандал, связанный с тем, что российская фирма «Технопромэкспорт» (ТПЭ), по предположению компании Siemens, поставила в Крым две газовые турбины SGT-2000E для ТЭС, купленные на определенных условиях. «Эти действия явным образом нарушают договор о поставке», — говорится в заявлении Siemens.
Концерн уже подал иск в Арбитражный суд в Москве к «Технопромэкспорту» (ТПЭ), дочерней компании «Ростеха», и собственной «дочке» — «Сименс технологии газовых турбин».
Таким образом в Siemens намерены не только защитить свою репутацию в глазах европейских чиновников, но и воспрепятствовать запуску этих турбин в Крыму. В компании заявляют, что турбины должны быть возвращены на Тамань (куда изначально и были поставлены), иначе договор будет расторгнут в одностороннем порядке.
Поставка энергетического оборудования на полуостров противоречит режиму санкций Евросоюза и США — прямые контакты с Крымом с 2014 года запрещены. Российское правительство сообщает, что обе турбины, установленные в Крыму, имеют российское происхождение и собраны из российских компонентов. Источник из окружения Siemens, напротив, утверждает, что обе турбины были собраны в Германии, но позже «переделаны» российской стороной и хранились в одном из российских портов «вместе с электрооборудованием из США», сообщает Die Zeit.
ТПЭ, генеральный подрядчик обеих крымских электростанций, заявил, что приобрел турбины на вторичном рынке и что они были «модернизированы российскими специалистами». У кого были куплены турбины и кто проводил модернизацию, ТПЭ не сообщает.
Президент России Владимир Путин остро нуждается в оборудовании, чтобы выполнить свое обещание гарантировать энергоснабжение Крыма к 2018 году, отмечает Der Spiegel.
Уже год назад сообщалось, что дочерняя компания Siemens хочет поставить в Крым турбины, несмотря на санкции ЕС против России, однако в компании опровергли эту информацию.
Принимая во внимание известные теперь детали, правительство ФРГ предостерегло немецкий концерн. «Соблюдение экспортных законов и санкций находится в зоне ответственности предприятия», — сообщает источник издания в министерстве экономики.
По информации Reuters, турбины Siemens — единственные, которые подходят к уже готовым фундаментам крымских электростанций. Однако пока они не смонтированы. В этом должно помочь ЗАО «Интеравтоматика», на 46% принадлежащее Siemens. Однако теперь концерн хочет помешать деятельности «Интеравтоматики» в Крыму. Siemens настаивает на том, что все актуальные контракты в отношении Крыма должны быть приостановлены. 17% «Интеравтоматики» принадлежит ТПЭ, 37% — у исследовательского института ВТИ.
Кроме того, Siemens гарантирует, что не будет поставлять оборудование для монтажа, а без необходимых компонентов российская сторона самостоятельно, скорее всего, не сможет провести установку обеих турбин.
В Siemens считают, что подача иска обоснована и необходима, так как в последние месяцы «Ростех» (в состав которого входит ТПЭ) неоднократно письменно подтверждал, что использование турбин в Крыму не запланировано.
Deutsche Welle обращает внимание на то, что в 2014 году глава Siemens Джо Кэзер подвергся критике, поскольку спустя всего несколько недель после присоединения Крыма к России встретился с Владимиром Путиным в Москве. После возвращения в Германию в интервью он упомянул «кратковременную турбулентность» — под которой имел в виду резкую дипломатическую реакцию Запада на присоединение Москвой полуострова.
Уже тогда высказывались подозрения, что Кэзеру и другим немецким промышленникам «их бонусные выплаты важнее, чем права народов», пишет издание. Кроме того, Siemens активно поддерживает отмену санкций против России.
В апреле 2016 года глава российского подразделения компании Дитрих Меллер сказал в интервью телеканалу Russia Today: «Мы всегда говорили, что мы выступаем против санкций, за их отмену».
При этом политически не вызывает сомнений, что экономические санкции ЕС против России до сих пор удерживаются благодаря позиции именно Германии, лидера блока. И одна из главных претензий европейских чиновников и части немецкого общества заключается в том, что предприятия из Германии делают бизнес, несмотря на санкции — или даже благодаря им.
Поэтому сейчас проблема с турбинами вдвойне опасна для Siemens. Во-первых, это создает конфликт концерна с Берлином и Брюсселем — пока существует вероятность сознательной поставки турбин в Крым, сотрудничество с Россией может быть воспринято как недобросовестная конкуренция (по сравнению с другими европейскими «законопослушными» компаниями этого сектора). Во-вторых, Siemens не хочет портить отношения с Россией: это ключевой рынок.
В прошлом финансовом году продажи в России принесли концерну около €1,2 млрд — 2% общего объема продаж группы.
В настоящее время Siemens вместе с другими партнерами также пытается получить право на поставку скоростных поездов, стоимость контракта оценивается в несколько миллиардов долларов.
В основном обвинения Германии в «нечистоплотности» звучат из Варшавы и Киева. Но постепенно эта точка зрения становится популярна и в Брюсселе, а это значит, что другие страны Евросоюза могут начать просить ужесточить антироссийские санкции. Учитывая планы США помешать запланированному строительству газопровода «Северный поток – 2» по дну Балтийского моря, экономические отношения между Германией и Россией могут стать все более зависимыми от геополитики. При этом новый трубопровод, строительство которого, как ожидается, обойдется в десятки миллиардов евро, особенно невыгоден Украине: страна фактически может лишиться дохода за транзит российского газа. Потери оцениваются в сумму около €2 млрд в год.