Государственный секретарь США Рекс Тиллерсон 27 июня встретился в Вашингтоне с министром иностранных дел Катара Мухаммадом бен Абдуррахманом аль-Тани. После переговоров глава МИД Катара заявил, что Доха отклоняет ультиматум стран Персидского залива, информация о котором появилась на прошлой неделе, а также что Катар согласен с США в вопросе о необходимости поиска рационального подхода для разрешения кризиса.
«Переговоры требуют воли другой стороны и доказательств в поддержку ее требований», — добавил министр.
На прошлой неделе страны Персидского залива и Египет передали Катару через Кувейт — главного посредника в переговорах — список требований, которые Дохе надлежало выполнить в течение десяти дней для возобновления дипломатических и экономических отношений с соседями.
Руководство эмирата охарактеризовало условия возобновления отношений как «нереалистичные» — в списке содержатся требования закрыть телеканал Al Jazeera, прекратить дипломатические отношения с Ираном и приостановить создание турецкой военной базы.
По информации телеканала Fox News, администрация США рассматривает возможность проведения в американской столице саммита лидеров арабских стран для урегулирования ситуации вокруг Катара и интенсификации борьбы с экстремизмом. Об этом телеканал сообщил со ссылкой на источники —
администрация «обсуждает несколько вариантов урегулирования спора между арабскими странами, в том числе широкий саммит по модели Кэмп-Дэвидских соглашений 1978 года,
которые привели к заключению мирного соглашения между Израилем и Египтом в 1979 году».
США посылают Катару противоречивые сигналы
На сегодняшний день с Катаром разорвали дипломатические отношения десять стран. Первыми демарш совершили Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Йемен и временное правительство Ливии, базирующееся на востоке страны, — это случилось утром 5 июня. Позже к ним присоединились Коморские острова, Мавритания и Маврикий.
Объявление о разрыве дипотношений прозвучало спустя всего две недели после того, как на саммите в Саудовской Аравии представители арабских стран продемонстрировали единство в присутствии президента США Дональда Трампа.
Доху обвиняют во вмешательстве во внутренние дела других стран, укрывательстве лидеров исламистской ассоциации «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России), а также в поддержке и финансировании террористических организаций — «Исламского государства» (организация запрещена в России) и «Аль-Каиды» (обе организации запрещены в России). Кроме того, Катар упрекнули в связях с Ираном и поддержке йеменских хуситов.
Позиция Вашингтона по катарскому кризису пока неоднозначна. Через несколько дней после того, как аравийские монархии разорвали отношения с Катаром, Тиллерсон был назначен Трампом посредником в переговорном процессе. Госсекретарь призывал страны Персидского залива не допустить эскалации в регионе и ослабить блокаду Катара, выступая за «спокойный и продуманный диалог».
Трамп же, как ни странно, делал противоположные по смыслу высказывания, открыто обвиняя Катар в поддержке терроризма, и требовал прекратить финансовую подпитку экстремистской идеологии. В первые дни кризиса американский лидер горячо приветствовал демарш в отношении Катара в своем твиттере, выразив надежду, что эта мера «станет началом конца ужаса терроризма».
Во время пресс-конференции в Белом доме 10 июня Трамп заявлял, что считает действия Эр-Рияда верными. «Катар, к сожалению, исторически был источником финансирования терроризма на очень высоком уровне», — сказал тогда президент США.
При этом политика Вашингтона выглядела противоречивой не только на уровне заявлений. Reuters со ссылкой на катарское новостное агентство QNA сообщало о том, что 14 июня два американских корабля прибыли в Доху для участия в совместных военных учениях с ВМФ Катара. В тот же день Вашингтон подписал с Дохой соглашение о покупке 36 истребителей F-15 на сумму $12 млрд. Предварительное согласие конгресс США дал еще в ноябре 2016 года. Однако тогда речь шла о сделке на $21,1 млрд.
«Министр обороны США Джеймс Мэттис провел встречу с катарским госминистром обороны Халедом бен Мухаммедом аль-Атыйей, чтобы обсудить завершающие шаги по покупке американских истребителей F-15 Катаром», — говорится в заявлении представителя американского минобороны Роджера Кэбинеса, которое приводит телекомпания CNN.