Джеймс Коми, экс-глава ФБР, уволенный в мае, заявил на слушаниях в конгрессе: у него нет сомнений в том, что его отставка связана с расследованием российского вмешательства в американские выборы.
«Я был уволен, поскольку наше расследование в отношении России оказывало давление на Трампа», — сообщил он, выступая перед американскими сенаторами. При этом Коми заявил, что не раз убеждал президента США: расследование не ведется против него лично.
По словам экс-главы ФБР, Дональд Трамп в личных разговорах выражал желание, чтобы бюро прекратило расследование в отношении его советника по нацбезопасности Майкла Флинна. «Я надеюсь, вы сможете отпустить эту ситуацию», — процитировал Коми фразу Трампа во время одного из их диалогов. По словам Коми, это «звучало как приказ».
Бывший глава военной разведки Майкл Флинн был уволен с поста советника президента США по нацбезопасности в феврале. Тогда стало известно, что он вел переговоры с российским послом Сергеем Кисляком, недопустимые законодательством. Дело в том, что на этих переговорах речь шла о возможности снятия антироссийских санкций.
Это происходило еще до инаугурации Трампа, поэтому в то время Флинн не имел права обсуждать вопросы государственной важности с дипломатом.
Стоит отметить, что во время заседания сенатской комиссии Коми фактически «реабилитировал» Сергея Кисляка. Ранее американская пресса называла российского посла «вербовщиком» разведки.
Коми не подтвердил эти слухи, назвав Кисляка профессиональным дипломатом, который, тем не менее, хорошо знает внутреннюю кухню как российских, так и американских спецслужб.
Впрочем, Коми не сомневается: «Русские еще вернутся в США». По его мнению, российские спецслужбы долгое время готовились к массированной кампании по влиянию на американские выборы, им это удалось, и они будут пытаться повторить это. Впрочем, глава ФБР так и не смог дать внятного ответа, в чем заключалось влияние на выборы, если бюллетени были посчитаны верно, а проверки избиркомов не зафиксировали нарушений.
Все лгут
Коми также сказал, что Трамп не требовал от него прекратить расследование в отношении людей из его окружения, которые могли иметь контакты с российской стороной.
Однако о самом Трампе Коми не лучшего мнения. Бывший глава ФБР рассказал, что после каждого разговора с президентом США он делал записи об этих встречах, подозревая, что они могут понадобиться как доказательства.
Во время встреч с другими президентами США — Бараком Обамой и Джорджем Бушем-младшим — Коми таких записей не вел.
Самая жесткая критика Коми в адрес Трампа прозвучала в контексте увольнения бывшего директора ФБР. Объясняя причину, Трамп заявил журналистам: он был неудовлетворен расследованием ФБР фактов утечки электронных писем Хиллари Клинтон и штаб-квартиры Демократической партии.
«Это была ложь. Чистая ложь», — заявил Коми.
По словам Коми, это произошло буквально спустя считаные недели после того как Трамп, пригласив его на ужин, требовал от главы ФБР дать обещание в лояльности.
Уже после увольнения Коми передал копии своих записей знакомому профессору-юристу, а тот, в свою очередь, передал их журналистам. Коми объяснил сенаторам, что, уйдя со своего поста, он хотел жить частной жизнью, однако был возмущен тем, как подавалась в прессе история его отставки.
Он сказал, что Трамп был доволен его деятельностью и до поры не предъявлял к нему никаких претензий. Правда, сам Трамп публично заявил, что не считает Коми компетентным.
«Администрация решила меня опорочить, а кроме того, опорочить ФБР, заявив, что организация находится в упадке и плохо управляема», — объяснял Коми.
Часть головоломки
Выступление Коми с большим вниманием ждали в Вашингтоне, ожидая, что его показания могут дать ответ на вопрос: нарушал ли Трамп закон. Однако сам Коми сказал, что не может давать оценку действиям президента и это дело нынешнего следствия, которое возглавляет экс-глава ФБР Герберт Мюллер.
Сенатор-республиканец и бывший кандидат в президенты США Марк Рубио заявил репортерам, что заявления Коми являются «частью головоломки» и членам комиссии еще предстоит допросить других представителей администрации, чтобы получить полную картину.
Обозреватель издания The New York Times Николас Кристоф в своей колонке утверждает: даже несмотря на то, что в словах Коми не было особых сенсаций, его рассказ многое говорит о политическом стиле Трампа.
«Поведение Трампа напоминает поведение деспотов», — отметил журналист. По мнению Кристофа, свидетельства главы ФБР демонстрируют «постоянные попытки Трампа вмешаться в систему американского правосудия».
Впрочем, журналисты The Washington Post, комментируя выступления Коми перед конгрессом в прямом эфире, обратили внимание, что и слова бывшего главы ФБР противоречат его более ранним заявлениям. Когда еще Коми возглавлял одну из самых мощных спецслужб США, он не раз уверял, что делиться конфиденциальной информацией недопустимо. Однако как только Трамп уволил Коми, последний решил поделиться ею с журналистами, чтобы «открыть правду» о своих отношениях с президентом.