Экс-директор ФБР отчитался по России. LIVE
Экс-директор ФБР Коми о «русском следе» и давлении Трампа. Онлайн
Экс-директор ФБР во время дачи показаний в специальном комитете сената США по разведке, 8 июня 2017 года
Jim Bourg/ReutersДжеймс Коми продолжит рассказывать сенаторам о своих отношениях с президентом и расследовании за закрытыми дверями. Скажет ли он что-то, что заставит Трампа покинуть Белый дом до окончания первого срока, мы узнаем только со временем. В любом случае, не похоже, что демократы убавят давление на действующую администрацию в ближайшее время. Спасибо, что были с нами, и хорошего вам вечера!
Ну что же. Это были увлекательные три часа. Что мы узнали? Коми уверен, что Россия вмешивалась в выборы и делала это намеренно, организованно и с ведома высших должностных лиц.
Коми очень обижен на Трампа за увольнение.
Трамп не приказывал и не просил Коми прекратить расследование «русского следа». Он только пытался донести необходимость развеять сомнения общественности в отношении связей президента с русскими.
Твиттер о выступлении Маккейна: «иногда я начинаю предложение и даже не знаю, куда оно зайдет, надеясь выяснить это по ходу дела»
Actual footage of @johnmccain2016 right now during his time for questions at the #comeyHearings #JamesComey #ComeyDay #maga pic.twitter.com/GHbZpYWCyJ
— Allie Lee (@alliemlee) 8 июня 2017 г.
Комитет расходится на небольшой перерыв. Допрос свидетеля Коми будет продолжен в закрытом режиме.
Вице-председатель Уоррен в своем закрывающем слове не смог не напомнить вновь о «русской угрозе».
Бёрр закрывает слушания. Отмечает, что это девятые открытые слушания комитета в этом году, и это уже в два раза больше, чем в какой-либо из предыдущих годов.
Пользователи крайне смущены речами Маккейна
What is McCain saying...#ComeyDay pic.twitter.com/80TggFay71
— Pat Rouleau (@patrouleau13) 8 июня 2017 г.
Маккейн, который всегда критикует и Трампа, задавал, вероятно, самые жесткие вопросы из всех сенаторов. Мощный старик.
Маккейн (уже довольно усталый — путает фамилии Трампа и Коми) пытается показать странность, что расследование в отношении Клинтон было быстро завершено, а в отношении другого кандидата — Трампа — все еще никак не закончится. Сенатор, которого сложно заподозрить в симпатиях к России, резонно задается вопросом, если есть о чем беспокоится, почему до сих пор не предъявлены обвинения. «Мне кажется, тут есть двойные стандарты», — отмечает республиканец.
Джон Маккейн спрашивает, почему Коми спокойно рассказывал о результатах расследования в отношении Хиллари Клинтон 5 июля 2016 года и при этом отказывается комментировать расследование о «русском следе». Коми отвечает, что расследование в отношении Клинтон было закончено, а нынешнее расследование продолжается.
Важный момент: Рид уточняет у Коми про слова Трампа, утекшие в прессу и якобы сказанные в беседе с Сергеем Лавровым 10 мая — на следующий день после увольнения директора ФБР. Сенатору интересно, насколько серьезно оценивает сам президент угрозу вмешательства России в избирательный процесс в США.
Отвечая на вопросы, Коми вновь повторяет тезис из своих письменных показаний, согласно которому независимый директор ФБР выгодней для президента, чем лояльный — таким образом он отводит от себя подозрения общества в узурпации власти.
В заседании также участвует демократ Джек Рид, который формально в комитет не входит, но для равенства представительства партий на таких важных слушаниях был сегодня приглашен.
Корнин вновь возвращает Коми к просьбе Трампа о лояльности, на которую Коми ответил предложение честности. Бывший директор ФБР вновь подтверждает именно такую формулировку.
Для многих слушание Коми не оправдывает ожиданий
Wow! the #JamesComey Show has a 9% rating on rotten tomatoes #ComeyDay #ComeyHearings #JamesComey pic.twitter.com/s1OEhJdPC0
— Current World Daily (@cworlddaily) 8 июня 2017 г.
Последний член комитета Джон Корнин уточняет, есть ли обязанность у чиновника, в случае если он подозревает, что кто-то из его коллег случайно или намеренно нарушает закон, сообщить об этом в уполномоченные структуры. Коми не уверен, существуют ли юридические предписания, но считает, что моральная обязанность есть.
Харрис, сенатор-демократ от штата Калифорния, сама бывший прокурор. Их беседа с Коми носит очень структурированный характер: четко и заранее сформулированный вопрос — односложный ответ. Настоящий допрос.
Камала Харрис уточняет у Коми, какие, по его мнению, причины самоотвода генпрокурора Сешенса от расследования «русского следа». Коми уверен, что никаких других причин, кроме тех, которые были озвучены самим Сешенсом, не было.
Как вы думаете, Трамп вступил в сговор с Россией? Коми: Извините, я не могу ответить на открытом слушании
Sen. Cotton: Do you think Trump colluded with Russia? Comey: Sorry can't answer in open session. #ComeyDay #comeyHearings pic.twitter.com/IJbjudlEWJ
— Mandini the Great (@mandini76) 8 июня 2017 г.
Коттон уточняет у Коми, насколько были правдивы некоторые из публикаций The Washington Post о расследовании. Тонкий момент — Коми сложно отвечать в ходе открытых слушаний, поскольку ФБР также не комментировало утечки.
Коми задают прямой вопрос: имел ли Трамп лично связи с русскими? На момент увольнения Коми в расследовании таких данных не было.
В твиттере пошла реакция на заявление Коми о том, что «русские вернутся»
#ComeyDay watch out the Russians are coming. pic.twitter.com/A3Q5VuSCqW
— Mike (@Mannix1925) 8 июня 2017 г.
Очередь Тома Коттона, сенатора-республиканца. Он спрашивает, приходило ли Коми в голову делать записи после встреч с кем-либо другим, кроме Трампа. Ответ отрицательный.
Коми помедлил, но все-таки не стал отвечать на вопрос: «Если бы Хиллари Клинтон стала президентом США, вы бы остались на посту главы ФБР?» Но зато добавил, что это хороший вопрос.
Коми сделал комплимент американской демократии. Сегодня дети, наблюдая за слушаниями, поймут, что противоречия между Республиканской и Демократической партиями не такие большие, когда под угрозой безопасность и идеалы страны.
Сенатор-демократ Джо Манчин спрашивает: Трамп когда-либо интересовался у Коми, насколько серьезно русские вмешиваются в американские выборы? Бывший глава ФБР ответил, что такие вопросы, как правило, ФБР не задают. Одновременно Коми вновь подчеркнул, что российские спецслужбы продолжат свои посягательства на американскую демократию.
Trump trying not to tweet for the last hour. #Comeyhearings pic.twitter.com/GJ6jgQ0lzb
— Travon Free (@Travon) 8 июня 2017 г.
Коми теоретически предположил, что Трамп имел право отдать приказ и официально закрыть то или иное расследование, поскольку президент США — глава исполнительной власти. То есть в принципе президент мог и не посылать сигналы главе ФБР, а просто поставить блок на его деятельность.
Иными словами, Коми подтвердил, что посол России Сергей Кисляк является кадровым дипломатом, опровергнув таким образом заявления прессы, которая называла его главой шпионской сети в Вашингтоне.
Сенатор Кинг спросил Коми о Внешэкономбанке, знает ли бывший глава ФБР о нем. Коми знает, но не может ничего добавить сверх этого. Говоря о после РФ в США Сергее Кисляке, Коми уверен: Кисляк дипломат, но хорошо знает о работе собственных и американских спецслужб.
Коми в очередной раз отказался комментировать, проверяло ли когда-либо ФБР Трампа на противозаконные связи с российскими властями или спецслужбами.
Коми уверен, что «русские вернутся» после кампании по дискредитации американских выборов 2016 года, и США нужно готовиться к новым хакерским атакам подобного рода. Он согласен с сенатором Ангусом Кингом в том, что российский президент «не республиканец, не демократ, а оппортунист».
Коми рассказывает Рою Бланту из Миссури, почему он обратился к своему формальному руководителю, врио генпрокурора, с просьбой дистанцировать его от Трампа. При этом Коми продолжал принимать звонки от президента.
Мартин Хайнрих спрашивает у Коми, каковы были риски в создании тайного канала связи между Трампом и Россией с использованием российских технологий. Коми считает, что таким образом российская сторона могла получить доступ к американским каналам связи. Правда, он не стал в открытом слушании рассказывать, имел ли место сам факт.
Коми вновь уверенно повторяет утверждение, что Россия вмешивалась в президентские выборы 2016 года, и организовано это вмешательство было высшими должностными лицами. И это был акт агрессии.
Тема утечек очень больная. Именно через информацию анонимных источников СМИ расшатывают администрацию Трампа.
Коми рассказал, что его друг — профессор права — по его просьбе слил информацию о встречах с Трампом в прессу.
Сьюзан Коллинз, демократ из штата Мэн, расспрашивает про первый личный разговор Коми и Трампа. Тогда директор ФБР рассказал избранному президенту о существовании сведений, порочащих его, и что они могут утечь в прессу в любой момент. Речь, очевидно, идет о якобы записанной российскими спецслужбами ночи в московской гостинице, которую шоумен провел в компании проституток в 2013 году.
Сенатор уточняет, следует ли американцам волноваться в отношении других советников Трампа, так же как следовало беспокоиться в отношении Флинна и его связей с Россией. Коми считает, что спецпрокурор Мюллер, ведущий расследование, справится с задачей обнаружения таких связей.
Сторонники Трампа считают, что показания Коми разочаровывают либералов Надпись на бутылке: «слёзы либералов»
#ComeyDay SO DELICIOUS pic.twitter.com/DMztb6gnF5
— KeksArmy (@The_Keks_Army) 8 июня 2017 г.
Демократ из Орегона Рон Уайден спрашивает о роли генерального прокурора Джеффа Сешенса в увольнении Коми. Но бывший фэбээровец не может ответить.
Рубио, используя показания Коми, дает понять, что Трамп просил у Коми три вещи: быть лояльным, не преследовать Флинна, потому что он «хороший парень», и донести до американского народа, что сам президент не подозревается в связях с русскими.
Рубио также цитирует письменные показания Коми в отношении «облака». Трамп просил директора провести расследование как можно быстрей, и если есть информация, что кто-то из его приближенных имеет связи с Россией, ему важно это было бы знать.
Марко Рубио уточняет подробности разговора Коми и Трампа в отношении его заместителя Андрю Макэйба. Его жена делала пожертвования в предвыборный фонд Хиллари Клинтон.
Коллеги Коми были «шокированы», когда узнали, что президент просил директора ФБР остановить расследование.
После телефонного разговора 11 апреля про «облако», которое мешает президенту вести политику, Коми с Трампом больше не говорил. Звонок для Коми был неожиданностью.
«Вы большой и сильный. Почему во время разговора в Овальном кабинете вы не сказали президенту: «Вы не правы, я не могу с вами это обсуждать?» Коми считает, что это хороший вопрос и, видимо, он не достаточно большой и сильный.
В твиттере шутят про все - в том числе про то, что Коми вел записи после встреч с Трампом
Comey after every meeting with Trump #ComeyDay pic.twitter.com/b1VTsmT6v4
— Black Girl Nerds (@BlackGirlNerds) 8 июня 2017 г.
Дайян Фейнстайн, демократ из Калифорнии, спросила, почему, по мнению Коми, он был уволен. Заявления Трампа, сделанные им уже после увольнения, вынуждают его считать, что дело в расследовании «русского следа».
Риш цитирует показания Коми в части, где Трамп выражает надежду, что уволенного им советника Флинна отпустят с богом. Сенатор подчеркивает, что использовалась слово «надеюсь», а значит, Трамп не просил и не отдавал указа.
Пользователи твиттера предлагают поиграть в бинго. И хотя слушание в самом разгаре, присоединиться к игре все еще не поздно.
Bingo card if you want to play along with #ComeyDay! (If you play drinking bingo please have number for poison control) #ComeyHearings pic.twitter.com/5GHmBgnR6D
— Girls Really Rule. (@girlsreallyrule) 8 июня 2017 г.
Очередь республиканца Джеймса Риша задавать вопросы. Он подчеркивает, насколько юридически выверены его письменные показания перед сенатом. Таким образом намекая на то, как такой опытный прокурор может манипулировать фактами.
Пошли первые шутки про реакцию Трампа.
Waiting for the first tweet, imagining. #ComeyDay #comeyHearings pic.twitter.com/9y263LWUDC
— Jay Nielsen (@Virtualscouser) 8 июня 2017 г.
Коми рассказывает о странности ужина в Белом доме 27 января. Трамп спрашивал, хочет ли его собеседник остаться на своем посту. Директора очень критиковали за поведение по ходу кампании и он мог быть уволен. Но на самом деле этот вопрос обсуждался три раза и вроде как был решен положительно. Именно поэтому Коми показалось, что Трамп просит ответную услугу.
Пользователи твиттера выражают мнение, что слушание Коми смотрит большее количество людей, чем инаугурацию Трампа.
Wonder if Trump's realized yet that more people are watching #ComeyDay than watched his inauguration. pic.twitter.com/YNenViubMN
— PJ MARSHALL (@ThePJMarshall) 8 июня 2017 г.
Обсуждается тонкий вопрос: почему Коми заверял Трампа, что в отношении него расследования нет. Делал он это потому, что искали связи его ближайших соратников с Россией, но не его самого.
Сенатор считает, что сам факт того, что настолько опытный человек, как Коми, стал делать такие записи, важен. Экс-директор утверждает, что к такому решению он пришел, понимая, что рано или поздно они ему понадобятся, чтобы защищать «и себя, и ФБР».
Уорнер спрашивает, что заставило Коми начать делать записи после встречи с Трампом, — раньше он такого дневника не вел. Ранее выдержки из этих записей «утекали» в прессу.
Последний вопрос Бёрра: у вас есть сомнения в том, что эта комиссия сможет справиться с параллельным расследованием одновременно с Минюстом? Коми уверен, что Мюллер — один из лучших специалистов в стране и они сработаются.
Некоторые пользователи даже готовы отвлечься от работы, чтобы следить за происходящим на слушании. Журналистам «Газеты.Ru» везет в возможности совмещать приятное с полезным.
Me watching #comeyhearing at work instead of working#comeyday pic.twitter.com/LpfUDYxyqb
— Blackonbothsides (@Biographer1986) 8 июня 2017 г.
Джеймс Коми говорит о том, что число кибератак со стороны России на избирательную систему исчислялось сотнями. Начались они в конце 2015 или начале 2016 года.
Пользователи твиттера в восторге от заявлений Коми о вмешательстве России.
Comey says there is NO doubt in his mind Russia jacked the DNC.... #ComeyDay pic.twitter.com/eRWLzIEHY5
— Jason Johnson (@DrJasonJohnson) 8 июня 2017 г.
Коми отказался отвечать на несколько вопросов, касающихся подробностей расследования.
Фрэнсис Андервуд тоже следит за происходящим на слушании.
Hell of a statement, James. #ComeyDay pic.twitter.com/w3xDZPwAsP
— Francis J. Underwood (@RepUnderwoodSC) 8 июня 2017 г.
У Коми спрашивают, повел бы он себя иначе сейчас, окажись он в той же ситуации, как год назад, когда комментировал расследование в отношении Клинтон. Несмотря на «всю боль, которую мне это принесло», экс-директор уверен, что поступил бы правильно.
Поскольку настоящий аккаунт Трампа @realDonaldTrump молчит, «Газете.Ru» приходится публиковать твиты фейка, чтобы разбавить серьезность слушания
Бёрр задал серию вопросов об оценке Коми вмешательства России в выборы. Все ответы дают понять, что у бывшего директора ФБР нет никаких сомнений в этом.
Коми обращается к своим коллегами: «Мне так жаль, что я не смог попрощаться с вами нормально».
Коми рассказывает, насколько его удивили обстоятельства его увольнения. Он явно обижен.
Трамп жалуется на то, что, чтобы продолжать твитить, ему приходится запереться в ванной, где нет телевизора. (На самом деле, нет. Это фейковый сатирический аккаунт Трампа в твиттере)
I locked myself in the bathroom. My mean lawyers are pounding at the door to stop me from tweeting. Problem is I can't see TV for #Comeyday.
— Donald J. Trump (@RealDonaldTrFan) 8 июня 2017 г.
Коми дал клятву говорить правду.
Уорнер проехался по дававшими показания перед комитетом вчера директору АНБ Роджерсу и врио директора ФБР Макэйбу. Они отказались отвечать на его вопросы.
Уорнер вспоминает руководителя предвыборной кампании Трампа Пола Манафорта и советника по национальной безопасности Майкла Флинна — оба вынуждены были уйти в отставку в связи с обвинениями в связях с русскими.
Коми сохраняет свое фирменное спокойное выражение лица.
Уорнер взял слово и сообщил, что враг атаковал Америку у нее дома — не пулями и бомбами, а действиями своих агентов. «Мы должны выяснить, что именно сделали русские и почему они были так в этом успешны».
Председатель комитета также подчеркнул всю политическую подоплеку слушаний и значение для отношений Республиканской и Демократической партий.
Бёрр цитирует письменные показания Коми, в той части, где 27 января Трамп приглашал его его на ужин в Белый дом, в ходе которого «делал попытки установить подобие патронажных отношений».
Бёрр приветствует Коми и благодарит за его работу на посту директора ФБР и напоминает о взаимном доверии, сложившемся между ним и комитетом. Коми очень помогал своими показаниями параллельному расследованию сената о «русском следе».
Коми входит в зал. Бёрр и Уорнер жмут ему руку.
Вовремя слушания не начинаются. Ни члены комитета, ни сам герой дня пока в зал не зашли. Впрочем, сообщается, что Коми уже находится в здании Капитолия.
Собственно, он это уже делает: «Мои адвокаты отобрали у меня телефон. Это нечестно! Сказали, что я не могу твитить по #ComeyDay Но я нашел, где они его спрятали. Меня не остановить!» (это фейковый твиттер, если что))
My lawyers took my phone away. So unfair! They said I couldn't tweet on #ComeyDay. But I found where they hid my phone. They can't stop ME!
— Donald J. Trump (@RealDonaldTrFan) 8 июня 2017 г.
Рядом с залом, где будут проходить слушания, выстроились очереди. Ажиотаж на Капитолийском холме абсолютно уникальный. Хештег в твиттере #Comeyday Сам Трамп обещал также комментировать в своей излюбленной манере через твиттер
Напомним, что формальной причиной увольнения Джеймса Коми стали его публичные комментарии о проводимом в отношении соперницы Трампа на выборах Хиллари Клинтон расследовании по ходу выборов.
Возглавляет комитет республиканец Ричард Бёрр из Северной Каролины. Второй по значимости член комитета — демократ Марк Уорнер из Вирджинии. Именно он, вероятнее всего, будет задавать самые острые вопросы.
17 сенаторов получат по семь минут каждый, чтобы задать все необходимые вопросы.
Главный вопрос: пытался ли Трамп противодействовать исполнению правосудия? Если сенаторы придут к положительному выводу в результате сказанного Коми, то это может стать поводом для запуска процедуры импичмента. Именно этого добиваются многочисленные политические противники президента США.
Примерное содержание первичных показаний Коми уже известно — комитет опубликовал их накануне. «Газета.Ru» подробно рассказывала о предпосылках слушания. .
Добрый день! Сегодня уволенный Дональдом Трампом директор ФБР Джеймс Коми дает показания перед комитетом сената по разведке. Предмет слушаний — возможное давление президента на Коми в связи с расследованием спецслужбой связей команды Трампа с Россией.