Первый заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов назвал высылку дипломатов из Эстонии в конце прошлой недели «провокационным актом» и пообещал не оставить ее без ответа. Дипломат напомнил, что в отношениях между государствами всегда действует принцип взаимности. Однако «зеркальный» ответ с российской стороны не нанесет адекватного ущерба деятельности эстонского представительства в России.
Стоящая прямо на границе с Россией Нарва — третий по величине город Эстонии. Более 30% его жителей — граждане России, официально имеющие статус «проживающих за рубежом». Для них, как и для многих других жителей русскоязычного востока Эстонии, генеральное консульство России — важнейшая структура. Жители восточных регионов Эстонии с гражданством РФ могут без проблем получить новые российские документы только в месте, где состоят на консульском учете.
Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге такой ключевой роли для эстонцев не играет. В основном его функции — продвижение эстонской культуры и конкуренция с финнами в деле выдачи населению Северо-Запада России шенгенских виз. Поэтому даже если в качестве ответных мер из Петербурга вышлют двух эстонских консульских работников, особых проблем это не создаст ни эстонскому МИДу, ни гражданам Эстонии на российском Северо-Западе.
Старый конфликт как новый повод
В задачи, стоящие перед работниками дипломатических миссий России за рубежом, входит обеспечение охраны памятников, связанных с российской культурой и историей. Для Прибалтики это в первую очередь памятники советским воинам, которых официальный Таллин считает оккупантами. Представители генконсульства в Нарве участвуют в большинстве памятных мероприятий у подобных монументов, оказывают содействие в их содержании.
Кроме того, они требуют расследования в случае осквернения памятников, а иногда и пытаются законными методами воспрепятствовать их переносу или уничтожению официальными властями.
Впрочем, для последнего у российского МИДа фактически нет инструментов, кроме официальных протестов, игнорируемых эстонской стороной.
Прибалтийское сетевое издание DELFI сообщает, что именно ситуация с одним из памятников и стала поводом для высылки российских дипломатов. В ночь на 16 мая в городе Кивиыли был осквернен памятник советским летчикам, установленный на частном участке, принадлежащем Саркису Татевосяну, руководителю местной ветеранской организации. Уже через день представитель МИДа Мария Захарова официально высказала возмущение российской стороны в связи с указанным фактом вандализма.
Через некоторое время состоялась встреча российских консульских работников с мэром Кивиыли Николаем Воейкиным. Он якобы отказался признавать какую-либо ответственность за монумент, а саму беседу записал на диктофон. Его возмутило, что разговор велся на высоких тонах, однако расшифровка этой записи так и не попала в открытый доступ.
Факт разговора, подтвержденный «Газете.Ru» одним из его свидетелей — русскоязычным активистом, занимающимся охраной памятников советским воинам, оказался поводом для обвинения сотрудников генконсульства в неподобающем дипломатам отношении к муниципальному служащему. Итогом стала высылка Казеннова и Сургаева.
Что осталось за кадром
Даже если предположить, что в личной беседе опытные российские дипломаты (Казеннов, к примеру, начал карьеру еще в советское время) позволили себе несколько надавить на эстонского чиновника, высылка из страны выглядит явно чрезмерной мерой. В таких случаях МИД обычно подает ноту протеста руководству дипломатов, рассчитывая, что те отзовут своих сотрудников.
В такой переписке приводятся конкретные факты грубости, действий, несовместимых с консульской должностью, другие доказательства нарушения дипломатического протокола. Без объяснений обычно высылают лиц, подозреваемых в причастности к шпионажу.
Эстонский МИД выдворяет российских дипломатов из страны уже не в первый раз. Такие случаи продолжаются с начала двухтысячных годов. Обычно эстонская спецслужба — Полиция безопасности — публикует пресс-релиз, в котором указывает, что покинувшие страну россияне были связаны с российской разведкой. В отношении Казеннова и Сургаева эстонские контрразведчики этого не сделали.
Собеседники «Газеты.Ru» в российской общине Эстонии предполагают, что официальный Таллин стремится ослабить российский дипломатический корпус, чтобы ограничить влияние Москвы на русскоязычных жителей страны.
В Эстонии есть силы, которые пытаются проводить параллель между Донбассом и Принаровской Народной Республикой, которую якобы вот-вот начнут создавать российские соотечественники под указку дипломатов из Москвы.
Действительно, формально с соотечественниками в Прибалтике работает много российских официальных структур. Но русскоязычные жители Эстонии разобщены, у них, по сути, нет своей партии. «Центристы» (Центристская партия Эстонии), за которых традиционно голосуют русские таллинцы, серьезных успехов в защите русских школ и детских садов, в упрощении получения гражданства ЭР, снижении националистической риторики в СМИ так и не сделали.
Часть русскоязычной молодежи и вовсе поддерживает эстонских националистов, выступает за скорейшую интеграцию русских в эстонское общество и отказ от всяких связей с Россией.
Сам Николай Воейкин, конфликт с которым, вероятно, стал поводом к высылке российских дипломатов, по информации DELFI, — бывший партийный работник, курировавший от КПСС правоохранительные органы Советской Эстонии. Но позже он безоговорочно поддержал взятый в бывшей советской республике курс на независимость. Мэр Кивиыли участвовал во введении визового режима в 1992 году, создавал миграционный департамент, руководил дружиной самообороны. Как прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию эстонский правозащитник Сергей Середенко, «он настоящий эстонец и очень далек от русских».