По итогам переговоров с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом российский президент Владимир Путин заявил, что мирное существование двух государств — Палестины и Израиля — является залогом стабильности в регионе.
«У палестино-израильского конфликта есть только одно переговорное дипломатическое решение», — подчеркнул Путин.
Слова российского президента о двух государствах, скорее всего, прозвучали для того, чтобы в очередной раз показать приверженность России именно такому варианту урегулирования. В свою очередь, президент США Дональд Трамп также отмечал, что является сторонником этого варианта.
Встреча Путина с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом, помимо прочего, это возможность обсудить вопросы ближневосточного урегулирования.
Главным вопросом здесь является возобновление диалога между Палестиной и Израилем.
Сегодня в целом к этому стремятся обе стороны при участии международных посредников. Перед встречей с Путиным глава Палестинской автономии Аббас встретился с президентом США Дональдом Трампом. Он хочет перезапустить процесс палестинского урегулирования и провести трехсторонний саммит с участием глав Палестины и Израиля.
В конце мая Трамп приедет в Иерусалим, где 22 мая проведет переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, а затем планирует посетить Вифлеем, где встретится с Аббасом.
Кроме того, лидер Палестинской автономии выступает за проведение трехсторонней встречи между Израилем и Палестиной в Москве, которую предложил провести Путин.
«Мы приветствовали ваше приглашение провести трехстороннюю встречу в Москве, и мы готовы принимать подобные приглашения в любое время, так как Россия играет ключевую роль на международной арене и в усилиях по установлению мира в нашем регионе», — заявил Аббас.
Аббас отметил также свою недавнюю встречу с Трампом, который оценил его желание «заключить историческую мирную сделку с Израилем».
Прозвучавшее в русском переводе речи палестинского лидера слово «сделка» — это любимое слово президента США, который, по словам знающих его людей, вообще рассматривает любой политический процесс как «сделку».
Однако, по мнению экспертов, добиться подобного соглашения будет чрезвычайно трудно из-за того, что стороны пока не готовы идти на уступки. Палестинское руководство требует от Израиля прекращения строительства поселений на своей территории.
Израиль, в свою очередь, требует от Палестины прекратить практику выплаты средств семьям боевиков, которые принимают участие в нападениях на израильтян.
Урегулировать конфликт — это не сделка с недвижимостью
Как считает израильский политолог Бенни Брискин, приезд Аббаса в Москву связан, прежде всего, с желанием поговорить с Путиным перед новой встречей с Трампом, который приедет в Израиль 22 мая. При этом эксперт отмечает, что политические позиции самого Аббаса в настоящее время не самые лучшие из-за его конфликта с движением ХАМАС. «Для него это игра на выживание», — говорит Брискин.
С этим утверждением согласен и эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик, который предрекает скорый уход Аббаса, на пятки которому наступают более молодые лидеры, такие, как один из бывших лидеров движения ФАТХ Мохаммед Дахлан.
Однако независимо от смены руководства в Палестине президент США Дональд Трамп твердо намерен попробовать себя в качестве политика, который может положить начало урегулированию палестино-израильского конфликта.
Его правой рукой в этом вопросе является зять Трампа — Джаред Кушнер, который имеет связи с израильскими кругами и всю свою жизнь занимался бизнесом.
Представитель президента США по вопросам урегулирования между Израилем и Палестиной Джейсон Гринсблатт тоже выходец из бизнеса и не имеет практического опыта дипломатической работы.
Правда, Брискин отмечает, что в израильских политических кругах к миротворческим инициативам Белого дома относятся со скепсисом, так как новая администрация не слишком хорошо понимает всю сложность ситуации.
«И сам Трамп, и его представитель относятся к этому как к чему-то вроде сделки в операциях с недвижимостью. Но если конфликт не мог разрешить ни один американский президент, он немного сложнее, чем это кажется специалистам в области риал-эстейт», — иронизирует Брискин.
Эксперт считает, что, несмотря на симпатии к Израилю, которые выражает Трамп, сам американский лидер до сих пор остается «темной лошадкой» как для Израиля, так и для всех других сторон конфликта.
В то же время есть определенное понимание, что отчасти урегулирование конфликта между Израилем и Палестиной может быть связано и с Сирией, которая в настоящее время представляет собой очаг напряженности и является головной болью для соседнего Израиля. Стоит отметить, что США это понимают, так как проявили заинтересованность в работе с одной из зон безопасности в Сирии, которая расположена вблизи границы Израиля.
В этой связи совместная работа с США по урегулированию конфликта между Палестиной и Израилем «может быть частью более широкой реорганизации в области безопасности», считает Карасик из Gulf State Analytics.