На днях верхняя палата парламента США приняла решение «отложить в стол» находящийся на рассмотрении с января проект закона о введении «всеобъемлющих» санкций в отношении России — до тех пор, пока не закончится расследование ФБР о вмешательстве России в выборы в США. Один из авторов инициативы сенатор Джон Маккейн заявил, что он и его коллеги будут искать «обходные пути» для введения новых санкций против России.
«Мы будем рассматривать другие варианты, в том числе в рамках сенатского комитета по делам вооруженных сил», — заявил возглавляющий этот комитет Маккейн журналистам, добавив, что он и его коллеги, в том числе сенатор Линдси Грэм, приложат для этого все усилия.
Так Маккейн отреагировал на заявление своего коллеги из комитета по международным делам Боба Коркера. В минувший понедельник Коркер сообщил, что сенат должен «получить какие-нибудь факты» о вмешательстве России в выборы в США, прежде чем вводить дополнительные санкции. Сенатор также добавил, что нужно определиться с «траекторией» российско-американских отношений, которые сейчас осложнились «как никогда».
Примечательно, что заявление Коркера последовало после получасового телефонного разговора между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, который обе стороны назвали конструктивным и предметным.
Отказ комитета от поддержки законопроекта стал фактически первым прямым следствием этого разговора.
В начале января этого года сенатор-демократ Бен Кардин представил в конгрессе «закон о противодействии российским враждебным действиям в 2017 году» или, как его еще называли в СМИ, закон о «всеобъемлющих» санкциях против должностных лиц РФ и иностранных компаний. Соавторами инициативы выступали республиканские сенаторы Джон Маккейн, Линдси Грэм, Марко Рубио и другие.
Эта инициатива стала одним из первых проектов, предлагавших сделать поводом для введения санкций не только «российскую агрессию» в отношении Украины, но и предполагаемое вмешательство Москвы в выборный процесс в США. Кроме того, принципиальной особенностью этого проекта было то, что он предлагал придать силу закона четырем президентским указам о санкциях или так называемым исполнительным актам.
Дело в том, что на данный момент основная часть всех американских санкций в отношении России — та, которая касается Украины, — регулируется четырьмя исполнительными актами Барака Обамы. В марте 2014 года Обама издал три указа, а спустя полгода еще один. Сначала два президентских акта — №13660 от 6 марта 2014 года и №13661 от 16 марта 2014 года — установили режим чрезвычайного положения в США, а также ввели персональные санкции.
Особенностью акта №13661 стало то, что за секретарем казначейства закреплялось право дополнять санкционный список по согласованию с госсекретарем.
Таким образом, администрированием и реализацией этих санкций занялось Агентство по контролю над иностранными активами — OFAC (Office of Foreign Assets Control), являющееся подразделением министерства финансов США, специализирующимся именно на экономических санкциях.
Третий указ Обама издал 20 марта 2014 года — акт №13662 позволил США вводить санкции не только против политиков, но и против бизнесменов и компаний. OFAC издало несколько директив, объясняющих, какие именно финансовые операции запрещено вести с лицами, попавшими под секторальные санкции. Этот указ стал основой для введения секторальных санкций в отношении России — больше всего российская экономика страдает именно от него.
9 декабря того же года Обама издал четвертый и последний «санкционный» указ — №13685, касающийся ситуации на Украине. Был установлен запрет на американские инвестиции в Крымский регион, импорт и экспорт товаров, услуг, технологий между США и Крымом. Действие указа распространялось в том числе на банки. Самым ощутимым последствием этого указа стало свертывание деятельности иностранных компаний на территории полуострова. В частности, международные платежные системы Visa и MasterCard приостановили обслуживание карт представительств российских банков, работающих в Крыму.
С точки зрения закона Трамп без одобрения сената может отменить указы своего предшественника в любой момент.
Доктор юридических наук, профессор ВШЭ Александр Домрин считает, что у Маккейна нет «обходных путей» для принятия санкционных мер на государственном уровне. Однако сенатор может попытаться продвинуть санкции на уровне общественных организаций и НКО, например через Национальный фонд демократии, одним из руководителей которого является сам Маккейн и который признан в России нежелательной организацией.
Кроме того, эксперт считает, что через Маккейна США начинают посылать в Москву сигналы в преддверии президентских выборов 2018 года. «Американцы знают, что у нас в 2018 году выборы, и начинают усиливать давление на Россию», — предположил Домрин.